Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Ицхак все-таки хотел дать благословения Эйсаву? Притча на тему главы Толдот

«И испугался Ицхак очень сильно. и благословил я его (Яакова). Пусть же будет он благословен»[1]. «Как услы­шал Эйсав. разве нет у тебя для меня благословения?»[2]. «И ответил Ицхак. Ведь господином поставил я его над тобой. а тебе, что теперь сделаю, сын мой?»[3].

Написано в Мидраше[4]: «разве нет у тебя для меня благо­словения?» — хоть какого, пусть самого простого.

И это непонятно. Чтобы разъяснить это, следует отметить еще один во­прос, который задавали многие великие мудрецы: почему Ицхак во­обще хотел дать эти великие благословения, «от росы небес и ту­ков земли», Эйсаву. Даже если Ицхак не считал Эйсава злодеем, все же было известно, что его младший брат более праведен! Почему же Ицхак не хотел изначально благословить Яакова этими благословения­ми и благами? Попытаюсь дать на это ответ.

Притча.

Один большой богач занимался торговлей. У него было много магазинов, а также ресторан, где продавались еда и питье. По ука­зу градоначальника, это был единственный ресторан в городе. У этого богача было два сына. Один умный и честный, а другой обжора и пья­ница, который тратил деньги направо и налево. Когда богач решил раз­делить имущество между сыновьями, он отдал пьянице все свое иму­щество, а умному сыну оставил только ресторан. Его спросили, почему он так странно распорядился имуществом. Он ответил: «Известно, что отец всегда жалеет сына, даже если он негодяй и позорит его. Поэтому я захотел хотя бы на короткое время дать ему богатство. Но я также знаю, что долго оно у него не задержится, и постепенно все перейдет к моему умному второму сыну. Ведь тот пьяница растратит все в ресторане, и таким образом все перейдет к нему. А если я все имущество отдал бы умному сыну, а пьянице только ресторан, то никакой пользы он бы из него не извлек».

Смысл этой притчи в том, что про Эйсава и Яакова сказано: «народ от народа усилится»[5]. То есть, сила одного происходит от слабости второго. Если один из-за своих дурных поступков потеряет свои блага, то Всевышний заберет их и отдаст лучшему брату. Поэтому Ицхак ре­шил изначально благословить Эйсава всеми материальными благами, а Яакову дать благословение «… когда согрешит…». То есть, когда Эйсав согрешит, все блага перейдут к Яакову. Было понятно, что Эйсав согрешит скоро, ведь это для него обычное дело, и с каждым грехом благословение будет переходить к Яакову. Таким образом, Яаков вско­ре получил бы все данные Эйсаву благословения. Этого не могло быть при получении Яаковом всех благословений сразу. Когда Эйсав пришел к Ицхаку, выяснилось, что все материальные блага получил Яаков, и Эйсаву осталось только благословение «… когда согрешит.» — когда Яаков согрешит, Эйсав станет его владыкой. Но это должно было слу­читься очень нескоро, ведь сказано: «Не увидел греха у Яакова». Поэтому Ицхак испугался: чем же теперь он благословит Эйсава, как сказано: «И испугался Ицхак очень сильно. и благословил я его (Яакова). Пусть же будет он благословен». Теперь все останет­ся в руках Яакова, и Эйсав не получит ничего. Когда Эйсав это услышал, закричал. И ответил ему Ицхак: «Пришел брат твой и хитростью забрал твое благословение» — то, которое я приготовил для тебя. И сказал Эйсав: «Поэтому назвался Яаков (от слова экев — “обогнуть”, “обойти”). и теперь забрал мое благословение.» — то, которое подходило ему. «.Разве нет у тебя для меня благословения?» — разве нет благословения, которое Ицхак собирался дать Яакову? Пусть отдаст его Эйсаву. И это имелось в виду в Мидраше (от оставшихся) — даже если благословения Яакова ему не очень подходят, пусть лучше даст их Эйсаву, ведь это лучше, чем ничего. На это Ицхак ответил, что благословение, которое он собирался дать Яакову, ничем ему не помо­жет — «Ведь господином поставил я его над тобой… и урожаем и вином укрепил я его» — он все отдал Яакову, и Эйсав не сможет это забрать. Поэтому Ицхак сказал: «А тебе, что теперь сделаю, сын мой?» Все же Эйсав настаивал: «Разве у тебя есть всего одно бла­гословение?» Тогда Ицхак вынужден был благословить его: «… ког­да нарушат (его потомки Тору), свергнешь ты иго его со сво­ей шеи»[6].

В виде исключения разъясним здесь слова пророка «Так сказал Б-г Эдому. зло сердца твоего подстрекало тебя»[7].


[1] Берешит 27:33

[2] Берешит 27:34, 36

[3] Берешит 27:38

[4] Мидраш Берешит Раба 67:4

[5] Берешит 25:23

[6] Берешит 27:40

[7] Овадья 1:1,3. Пророк Овадья — из 12 «малых» пророков (трей асар), по про­исхождению из Эдома — потомок Эйсава. Он прошел гиюр, стал евреем и был великим праведником. Писание свидетельствует о нем: «Раб твой боится Б-га очень» — прим.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»