Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств. Из простых слов пророков представляется, что в начале дней Мессии будет война Гога и Магога, и что перед войной Гога и Магога восстанет пророк, который будет увещевать Израиль

Основа двенадцатая

Дни Мессии, то есть вера и истинность его прихода, и не следует думать, что он запоздает, и если он медлит — жди его, и да не станет человек полагать ему время прихода, и не станет выискивать намеки в Писании на время его прихода, и мудрецы говорят: «Да изыдет дух вычисляющих конец», но будет верить, что будет у него превосходство и преимущество, и слава более всех царей, бывших от сотворения мира, как о нем пророчествовали все пророки: начиная с Моше Рабейну и заканчивая Малахи. Тот же, кто усомнился в его приходе и приуменьшил его достоинство, отверг этим Тору, ибо в Торе предсказано о нем явно в рассказе про Билама и в главе «Ницавим», и к этой основе относится также, что нет иного царя в Израиле, но лишь отпрыск дома Давида и семени Шломо, и любой, оспаривающий царственность этой семьи, отверг имя Господа, благословен Он, и слова Его пророков.

Книга «Рош Амана»

Двенадцатая же основа — дни Мессии, и она заключается в необходимости верить, что он придет и не запоздает, и если станет медлить — жди его (Хавакук гл. 2), и не подобает устанавливать ему время и выискивать в стихах Писания намеки, чтобы узнать время его прихода, так сказали мудрецы наши: «Да изыдет дух вычисляющих конец» (Санэдрин 98). И нужно помнить об Избавлении и о любви Всевышнего, и пусть молится Ему человек, как об этом сказал каждый из пророков: от Моше Рабейну до пророка Малахи. И тот, у кого есть в этом сомнение или приуменьшит достоинство Мессии, он искажает Тору, которая предсказывает его приход в рассказе про Билама и в главе «Ницавим». И относится к этой основе, что нет царя в Израиле, но лишь отпрыск Давида и семени Шломо, и всякий, отрицающий царственность этой семьи, отвергает Бога и слова Его пророков.

Сидур

Я верю полной верой в приход Мессии, и хотя он медлит, все равно буду ждать его, ожидая каждый день его приход.

Рамбам, законы о покаянии

«И вот те, у кого нет доли в будущем мире, но они исторгаются и погибают, и наказываются сообразно с величиной своего злодейства и греха в веки веков: еретики, эпикоросы, отвергающие Тору, отвергающие воскресение мертвых и приход Избавителя» (законы о покаянии 3:6).

«И потому возжелали весь Израиль, их пророки и мудрецы, дней Мессии, чтобы пребывать в покое от царств, не позволяющих им заниматься Торой и заповедям, как должно, и обретут они покой и преумножат мудрость, чтобы удостоиться жизни в будущем мире, ибо в те дни приумножится знание, мудрость и истина, как сказано: “Ибо наполнится земля знанием Господа”, и еще сказано: “И не станут учить человек брата своего и человек ближнего своего”, и сказано: “И извлеку каменное сердце из плоти вашей”, ибо царь тот, который восстанет от семени Давида, мудрым будет более, чем Шломо, и великим пророком, близким к уровню Моше Рабейну, и потому станет учить весь народ и укажет им путь Господень, и все народы придут, услышав о нем, как сказано: “И будет в конце дней, верно будет стоять гора Храма Божия в вершине гор”, но вся конечная награда и последнее благо, у которого нет конца и изъяна — это жизнь будущего мира, но дни Мессии — это еще этот мир, и мир действует, как в нем заведено, но царство вернется к Израилю, и уже сказали первые мудрецы: нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств» (там же, 9:2).

Законы о царях

1. Царь Машиах восстанет и вернет царство Давида к прежнему состоянию, к изначальной власти, и отстроит Храм, и соберет изгнанников Израиля, и в его дни возвратятся все законы, как они были прежде, приносят жертвы, соблюдают седьмые и юбилейные годы в соответствии со всеми законами этих заповедей, написанных в Торе, и всякий, кто не верит в него, или тот, кто не ожидает его прихода, не только всех других пророков он отвергает, но Тору и Моше Рабейну, ибо Тора свидетельствовала о нем, как сказано: «И вернет Господь рассеяние твое и помилует тебя, и вновь соберет тебя… И даже если будет рассеяние твое в конце поднебесной… и приведет тебя Господь», и эти вещи открыто написаны в Торе, и они включают в себя все вещи, о которых говорили все пророки, также и в рассказе про Билама сказано об этом, и там он пророчествует о двух Мессиях: о первом Мессии — Давиде, который спас Израиль от врагов их, и о втором Мессии, который восстанет из потомков его и спасет Израиль в конце дней, и там он говорит: «Я узрю его, но не теперь» — это о Давиде, «Замечаю его, но не близко» — это царь Мессия, «взошла звезда от Яакова» — это о Давиде, «и восстал жезл от Израиля» — это царь Мессия, «и сокрушил края Моава» — это о Давиде, как сказано: «И нанес удар Моаву и измерил его веревкой», «и победил всех сынов Шета» — это царь Мессия, о котором сказано: «И власть его от моря до моря», «И был Эдом наследием его» — это о Давиде, как сказано: «И был Эдом Давиду рабами», «И будет наследием его…» — это царь Мессия, как сказано: «И поднимутся избавители на гору Цион…»

2. Также и в отрывке про города-убежища говорит Тора: «Когда расширит Господь Бог твой владения твои и добавишь себе еще три города…», но никогда не происходило этого, и Всевышний не тщетно дал такую заповедь, а в словах пророков нет нужды доказывать, ибо все их книги полны этих слов.

3. И да не подумаешь ты, что царь Мессия должен совершать чудеса и знамения, изменять природу вещей, воскрешать мертвых и тому подобные вещи, это не так, ибо вот рабби Акива был великим мудрецом из мудрецов Мишны, и был оруженосцем царя Бен-Кузивы, и говорил про него, что он — царь Мессия, и думал он и все мудрецы того поколения, что он — царь Мессия, пока не был убит за грехи, и так как был он убит, поняли они, что он не был им, и не просили у него мудрецы ни знамения, ни знака, и суть вещей такова: эта Тора, ее законы и постановления даны на веки веков, к ним не добавляют и не убавляют от них.

Примечание Раавада: «да не подумаешь ты…» — сказал Авраам: ведь бен Кузива утверждал: «Я царь Мессия» и отправили мудрецы к нему людей проверить его, может ли судить по запаху или нет, и так как не делал такого — убили его. (Смотри в комментарий «Кэсэф Мишнэ» там, что он ответил, что Рамбам следует мнению в Мидраше Эйха Раба, что иноплеменники убили царя Бен-Кузиву. И согласно мнению Рамбама, следующему мнению Шмуэля (Санэдрин 91б) в том, что нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств, hалаха не следует мнению Равы, что мудрецы Израиля убили царя Бен-Кузиву потому, что он не мог вершить суд по запаху (см. еще в комментарий «Лехем Мишнэ» там)).

4. И если восстанет царь из дома Давида, изучающий Тору и занимающийся заповедями подобно отцу его Давиду, согласно Торе Письменной и Устной, и заставит весь Израиль следовать ей, и укрепит слабые места ее исполнения, и станет вести войны Господа, то есть презумпция считать его Мессией. Если он поступал так и преуспел, построил Храм в положенном месте, собрал рассеяние Израиля, то он совершенно определенно есть Мессия, если же пока не преуспел или был убит, то он совершенно определенно не есть тот, о ком предсказано в Торе. И вот, он как все совершенные и праведные цари Израиля, которые умерли.

И лишь затем поставил его Святой, благословен Он, чтобы испытать им многих, как сказано: «И из разумных споткнутся, чтобы очистить их, и отобрать и отбелить до сроков конца, ибо еще есть время». Также и Йешу а-Ноцри, да сотрется имя его и память о нем, который вообразил себя Мессией и был казнен по приговору суда, уже пророчествовал о нем Даниэль, как сказано: «И распутные сыны народа твоего восстанут, чтобы исполнить предсказание, но преткнутся». И разве есть преткновение большее, чем это?! Ведь все пророки говорили, что Машиах избавит Израиль и спасет его, и соберет рассеяние его, и укрепляет их исполнение заповедей. А этот был причиной убийства Израиля мечом, рассеяния остатка их, унижения его, подмены Торы, и склонил весь мир служить иному божеству, чем истинный Господь. Но мысли Творца мира не под силу человеку постичь, ибо наши пути не как Его пути, и наши мысли не как Его мысли. И все эти вещи, относящиеся к Йешу а-Ноцри и к тому потомку Йишмаэля, восставшему после него, призваны лишь сделать прямой стезю царя Мессии, исправить весь мир, чтобы служить Господу вместе, как сказано: «Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным, чтобы воззвали все к имени Господа и служили Ему плечом к плечу». Каким образом? Уже преисполнился мир словами о Мессии и о Торе, и о заповедях, и достигли эти идеи далеких островов и множества народов, необрезанных сердцем, и они обсуждают эти вещи и заповеди Торы. Одни говорят: эти заповеди были истинными, но в это время уже отменены, и не назначались на все поколения, а другие говорят: в них есть тайный смысл, и не следует понимать их буквально, и уже пришел Мессия и раскрыл тайное. Но когда восстанет истинный царь Мессия, преуспеет и превознесется и возвеличится, немедленно все они раскаиваются и познают, что ложь унаследовали отцы их, и пророки их, и отцы их ввели их в заблуждение.

Глава 12

1. Да не подумаешь ты, что во дни Мессии будет изменение в обычаях мира или в законах природы, но мир действует, как в нем заведено, а то, о чем говорит пророк Йешаягу: «И будет жить волк с ягненком, и леопард с козленком будут пастись вместе» — это образ и притча, смысл же в том, что Израиль будет жить безопасно вместе со злодеями язычниками, обозначенными как волк и леопард, как сказано: «Степной волк разграбит их, и леопард подстерегает города их». И покаются все и придут к истинной вере, и не станут грабить и вредить, но будут вкушать разрешенное спокойно с Израилем, как сказано: «И лев, подобно тельцу, станет есть сено». И все подобное этому относительно Мессии есть притча, и в дни царя Мессии станет понятно всем, о чем говорит притча, и на что намекает.

Примечание Раавада: «да не подумаешь ты, что во дни Мессии… притчи» — сказал Авраам: в Торе ведь сказано: «И истреблю Я злого зверя из земли».

2. Сказали мудрецы: нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств. Из простых слов пророков представляется, что в начале дней Мессии будет война Гога и Магога, и что перед войной Гога и Магога восстанет пророк, который будет увещевать Израиль и приуготовлять их сердце, как сказано: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элия», и он не приходит, чтобы очистить нечистое или провозгласить нечистым чисто, и не для того, чтобы объявить порочными людей, которых считают непорочными, и не для того, чтобы объявить непорочными порочных, но лишь для того, чтобы установить мир в мире, как сказано: «И обратит сердце отцов на сыновей». Есть из мудрецов те, кто говорит, что прежде прихода Мессии придет Элиягу, и все эти вещи и схожие с ними не сможет знать человек, как они произойдут, до того, как они произойдут, ибо это вещи тайные у пророков, также и у мудрецов нет четкого предания относительно этих вещей, но они говорят так, как они понимают из стихов Писания, и потому у них есть много споров относительно этих вещей, но во всяком случае, порядок этих событий и исследования их не являются основой веры, и никогда не следует человеку углубляться в сказания, и много времени уделять изучению мидрашей, связанных с этими вещами и тому подобными, и считать их основами веры, ибо они не приводят ни к трепету, ни к любви к Богу, также и не станет рассчитывать конец, сказали мудрецы: «да изыдет дух рассчитывающих конец», но пусть ждет и верит в общую идею, как мы изложили.

3. Во дни царя Мессии, когда устоится царство его и соберутся к нему весь Израиль, всем будет разъяснен род их в святом духе, которым он будет обладать, как сказано: «И воссядет, очищая и омывая…» И сначала очищает сыновей Леви, говоря, этот — родовитый коэн, а тот — родовитый левит, и извлекает тех, кто не принадлежит к этому роду, в Израиль, ведь так говорит Писание: «И сказал Атрашта им… пока не восстанет коэн для урим и тумим» Таким образом учишь ты, что святым духом определяют род тех, кого полагали таковым, и сообщают род. Однако, Израилю называет лишь колена их, сообщая, что такой-то из такого-то колена, а тот из такого-то колена, но не говорит о тех, кого считают непорочного происхождения, что он — мамзер или раб, ибо закон говорит, что семья, которая смешалась, не раскрывают ее проблемного происхождения.

4. Не для того возжелали мудрецы и пророки дней Мессии, чтобы властвовать над миром или помыкать язычниками, и не для того, чтобы превозносили их народы, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, но для того, чтобы могли свободно заниматься Торой и ее мудростью, и не будет у них притеснителя и мешающего, чтобы они могли удостоиться будущего мира, как мы писали об этом в законах о покаянии.

5 И в то время не будет там ни голода, ни войны, ни ревности и зависти, ибо благо будет дано в большом изобилии, и все деликатесы доступны, как пыль, и все занятие мира будет лишь в том, чтобы познавать Господа, и потому Израиль будут великими мудрецами, знающими тайные вещи, и постигнут мысль Творца их, насколько возможно для человека, как сказано: «Ибо наполниться земля знанием Господа, как вода, покрывающая море».

Комментарий к Мишне — глава Хелек

«Однако, дни Мессии — это время, когда царство вернется Израилю и они вернутся в страну Израиля, и будет тот царь великим весьма, и дом царства его в Сионе, велико будет имя его и весть о нем обойдет больше народов, чем о царе Шломо, и все народы будут в мире с ним и все земли будут служить ему по великой праведности его, и вследствие чудес, которые он явит, и всякого, кто восстанет против него, уничтожит Господь и предаст в руки его, и все стихи Писания свидетельствуют об успехе его и нашем успехе с ним, и в действительности не будет никакого изменения по сравнению с тем, как есть сейчас, но только царство вернется Израилю, и так сказали мудрецы: “Нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств”, и будут в его дни бедные и богатые, сильные и те, кто слабее их, но в те дни будет людям очень легко снискать себе пропитание, и даже небольшим трудом, который совершит человек, достигнет большого результата, и об этом сказано: “В будущем страна Израиля произрастит булки и одежду”, ибо так говорят люди про того, кто нашел готовое: этот нашел выпеченный хлеб и готовую еду, и доказательство тому сказанное: “и сыны чужеземные — пахари ваши и виноградари”, значит, там есть время посева и время жатвы, и потому разгневался тот мудрец, который произнес это изречение, на своего ученика, когда тот не понял его слов и решил, что они сказаны буквально, и ответил ему сообразно с его уровнем постижения, но тот ответ не был истинным, и доказательство того, что он не ответил ему истинным ответом, это то, что он привел в доказательство своих слов стих: “Не отвечай глупцу на глупость его”.

И великая польза, которая будет в те дни, что мы будем в покое от ига царств, которое мешает нам исполнять все заповеди, и мудрость приумножится, как сказано: “ибо наполнится земля знанием”, и прекратятся войны, как сказано: “не вознесет один народ на другой меч”, и в те дни будет обретаться великое совершенство и через него мы удостоимся жизни в будущем мире, и Мессия тот умрет, и воцарится сын его после него, и сын сына, и уже указал пророк на смерть его: “Не потускнеет и не убежит, пока не насадит суд на земле”, и царство его будет длиться долго весьма, и жизнь человеческая умножится также, ибо когда исчезнут тягостные волнения и печали, тогда увеличатся дни людей, и не следует удивляться, что царство его будет стоять тысячи лет, ибо мудрецы сказали, что хорошее собрание не быстро расходится.

Мы не стремимся и не вожделеем дней Мессии для обилия урожая и богатства, не для того, чтобы восседать на конях, и не для того, чтобы пить вино в сопровождении музыкантов, как думают люди с путаными мыслями. Но пророки и благочестивые вожделели дней Мессии, и весьма велико было их стремление к этим дням, ибо будет тогда собрание праведных и доброе, мудрое и праведное правление царя, великая прямота его и необычайная мудрость, и близость к Богу, как сказано: “Господь сказал мне, ты сын Мой, Я ныне родил тебя” (Теилим 2), и исполнение всех заповедей Торы Моше Рабейну, лишенная халатности и лени, и невозможности, как сказано: “И не станут учить более человек брата своего и человек ближнего своего, говоря: знайте Господа, ибо все будут знать Меня от мала до велика… и поставлю Тору Мою в сердца их… и извлеку сердце каменное из плоти вашей” и много других подобных этому стихов, говорящих об этом. И таким образом удостоятся они будущего мира крепко и прочно».

Письма Рамбама — послание в Йемен

«Эта вещь является великой основой из основ веры Израиля, состоящая в том, что не может быть, чтобы не восстал от семени Шломо муж, который бы собрал рассеяние наше, и устранил позор наш и изгнание наше, и раскрыл истинную веру, и истребил всех, кто будет перечить его словам. Как обещал нам Святой, благословен Он, в Торе Своей: “Увижу его, но не теперь, замечу, но не близко, взошла звезда от Яакова и восстал жезл от Израиля, и сокрушил края Моава и победил всех сыновей Шета, и был Эдом наследием его, и наследием ему был Сэир врагов его, а Израиль преуспевает…”

Также обетовал нам Творец через Своих пророков, что мы не погибнем и не совершит с нами полного истребления, и мы не перестанем быть благочестивым народом. И также как невозможно представить себе прекращение бытия Творца, так и мы не можем исчезнуть из мира. Ибо так сказано: “Я Господь не изменился, и вы, сыны Яакова, не были истреблены” (Малахи 3:6), И также возвестил нам Всевышний и укрепил нас в том, что невозможно Ему презреть нас вообще, хотя мы и гневим Его и преступаем Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если будут измерены небеса наверху и будут исследованы основы земли внизу, то и Я презрю все семя Израиля за все, что сделали они, сказал Господь” (Йешаягу 31:37). И в том же самом смысле обетовал нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так написано: “И еще то, когда будут в стране врагов их, не презрю их и не возгнушаюсь ими, чтобы истребить их, разорвать завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их” (Вайикра 26:44)»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»