Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бо, Рош Ходеш, Месяц Нисан, Избавление, Магид из Дубно, Еврейская притча
Мидраш[1][2] приводит объяснение стиху «Месяц этот для вас — начало месяцев…»[3] и сказанному: «Счастлив народ, который избрал Б-г»[4]. Когда выбрал Всевышний этот мир, установил в нем отсчет месяцев и лет. Когда Он выбрал Яакова и его потомство, установил им месяц — время избавления. В этом месяце они были избавлены из Египта, и в этом месяце произойдет будущее избавление, как сказано: «Как в дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса»[5]. В этот месяц Яаков получил благословения, и Всевышний в этом месяце заложил избавление народа Израиля, как сказано: «Первый он у вас из месяцев года». Следует понять, как связаны эти слова Мидраша с приведенным в нем стихом «Счастлив народ, который избрал Б-г». Для этого приведено сказанное пророком Йешаяу: «Не страшись, ведь не будешь опозорена, и не стыдись, ведь не будешь посрамлена. Ведь о позоре юности своей забудешь, и о бесславии вдовства своего не вспомнишь больше. Ведь Супруг твой, Создатель твой, Б-г Воинств имя Его, и избавитель твой Святой Израиля, Б-гом всей земли назовется»[6]. И сказано еще: «Как сочетается юноша с девушкой, так сочетаться будут с тобой сыновья твои, как радуется жених невесте, так возрадуется тебе Б-г твой»[7]. Разберем, о чем говорит здесь пророк.
Притча.
У одного человека была любимая единственная дочь. Он приметил очень умного, знающего парня, и решил выдать ее за него замуж. Но тот парень отправился далеко учиться, и сватовство не состоялось. Время шло, дочь надо было выдавать замуж, и отец, опасаясь, что она не захочет оставаться одна, сосватал ее за никчемного, недостойного парня, чтобы он ей быстро опротивел. Так и случилось. Через некоторое время супруги повздорили и развелись. Тем временем в город вернулся умный парень, и тот человек стал уговаривать его жениться на его дочери. Парень не хотел соглашаться, говоря: «Может и со мной случится то же самое — ты выгонишь меня из своего дома и отберешь у меня свою дочь!» Тогда тот человек позвал его к себе и сказал: «Знай, сын мой, что я вовсе не хотел предыдущего брака своей дочери. Я все время хотел выдать ее замуж за тебя, и не собирался отдавать никому другому. Но поскольку ты уехал, мне пришлось выдать ее замуж, чтобы она была пристроена, пока ты вернешься». В доказательство своим словам он повел парня в особую комнату, полную дорогой одежды, пошитой по его размеру еще до первого брака дочери. На каждом предмете было вышито имя этого парня. Комната все время стояла запертой, и первый муж девушки даже не видел всей этой одежды. Тогда парень поверил, что тот человек действительно с самого начала собирался выдать свою дочь за него, и он как бы будет считаться ее первым мужем.
Смысл этой притчи разъясняется пророком в стихе: «Не страшись, ведь не будешь опозорена, и не стыдись, ведь не будешь посрамлена. Ведь о позоре юности своей забудешь, и о бесславии вдовства своего не вспомнишь больше…» — тогда нам откроется, что все предыдущие избавления были лишь подготовкой основы для будущего избавления. И дальше сказано: «Ведь Супруг твой, Создатель твой. Б-гом всей земли назовется» — все, что происходило, было приготовлением для будущего избавления. А в доказательство этому Всевышний покажет нам «гардероб» — все чудеса, которые были совершены Им во время избавления сынов Израиля из
Египта. Ведь во многих из них не было тогда необходимости. И сказано: «Как в дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Явлю — тогда, в будущем, откроются наши глаза, и мы сможем понять смысл каждого чуда, которое в ту пору казалось ненужным. Главной целью этих чудес было подготовить будущее избавление. Это является нам доказательством, что Всевышний всегда был нашим Б-гом, и не заменит нас до самого конца. Поэтому мудрецы привели стих: «Счастлив народ, который избрал Б-г» там, где они говорят: «Когда Он выбрал Яакова и его потомство, установил им начало месяца избавления. В этом месяце они были избавлены из Египта, и в этом месяце произойдет будущее избавление…» — все эти чудеса свидетельствуют, что постоянно Всевышний думает о нашем будущем и об окончательном избавлении.
[1] Теилим 14:1
[2] Мидраш Шмот Раба 15:11
[3] Шмот 12:2
[4] Теилим 33:12
[5] Миха 7:15
[6] Йешаяу 54:5-6
[7] Йешаяу 62:5
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»