Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Корах, Споры, Конфликты и ссоры, Магид из Дубно, Еврейская притча
Следует разобрать, почему сказано: «Мало у вас.» (микем), а не «мало вам» (лахем).
Притча.
У одного помещика было много полей, и он обязал крестьян в его владениях работать на полях, а урожай привозить к нему. Они привозили в его амбары полные телеги, а себе ничего не оставляли. Помещик доверял им, что не станут красть, а потому не велел пересчитывать урожай. У него был обычай давать каждому посильную работу: одному он поручал обрабатывать одно поле, другому два и т.д. Однажды к нему пришел один человек и пожаловался: «Чем я оказался не годен в ваших глазах? Почему я получил только одно поле, а другому вы дали три поля?» Когда помещик услышал это, то велел забрать у него поле, которое было ему вверено. Жалобщик спросил: «Господин! Вы не только не добавили мне еще поле, но и забрали то, что у меня было!» Помещик ответил: «Из твоей просьбы я понял, что ты вор. Поэтому ты и просишь себе больше полей для обработки, ведь если бы ты был честным человеком, не просил бы, чтобы тебе добавили еще работы. Но ты вор, и хочешь, чтобы тебе было больше чего красть. Поэтому я забираю у тебя и то, что у тебя было!»
Смысл этой притчи в том, что наш учитель Моше, да покоится с миром, сказал Кораху и его последователям: «Если бы вы действительно желали служить Всевышнему, как те праведники, которые особенно близки к Нему, то не просили бы себе дополнительного служения к тому, что уже обязаны выполнять. Значит для вас служение Творцу, как урожай на складе (то есть, вы не чувствуете и не цените важность и святость наложенного на вас служения, но смотрите только на количество работы и почет, который эта работа приносит — прим.), а потому вы пришли просить еще, как сказано: “Любящий деньги не насытится деньгами”[1]. Поэтому он сказал: “Мало у вас…” — то малое, что у вас есть, тоже следует у вас изъять. Ведь Б-г Израиля приблизил вас, чтобы вы служили в Мишкане и на благо общины». Тора подробно описала, что входило в их обязанности, как бы говоря: Присмотритесь внимательно. У вас есть много работы, которой вы можете доставить радость Всевышнему. Вам было дано особое служение, а вы потребовали себе еще и работу коэнов. А раз так, то: «Поэтому ты и вся твоя община, собираетесь против Б-га.».
[1] Коэлет 5:9
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»