Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Земля Израиля важна и хороша и для тела, и для души

Написано в Мидраше[1]: Рав Аха а-гадоль толковал стих «Высохла трава, завял цветок, а слово Б-га нашего исполнится всегда»[2] (то есть, обещания Б-га, переданные через пророков, исполнятся — прим.): На что это похоже? На то, как у одного царя был друг. Сказал царь другу: «Поедем со мной, и я дам тебе подарок!» Тот отправился с ним, но по дороге умер. Царь обратился к сыну умершего друга: «Хотя твой отец умер, я не откажусь от своего намерения дать ему подарок. Приходи и бери его». Так и Всевышний. Он сказал Аврааму (про которого Б-г свидетельствует: «…дети Авраама, любимого Моего»[3]): «Иди себе. в землю, которую Я укажу»[4], пообещал ему землю Израиля. И Он обратился к Моше: «Я пообещал праотцам землю Израиля. И хотя они умерли, Я не отказываюсь от своего обещания»[5]. И это то, что сказано: «слово Б-га нашего исполнится всегда».

Эти слова требуют разъяснения, ведь Б-г обещал землю Аврааму, а не его детям, и это вроде как не исполнилось, а этого не может быть, ведь «слово Б-га нашего исполнится всегда». Но имеется в виду, что все физическое в этом мире пустое и проходящее. И хотя это Б-г исполнил тоже, основное обещание было о духовном богатстве в этом и будущем мире (и в этом ценность подарка Б-га — земли Израиля — прим.). «Голос (голос Б-га, обращенный к пророку Йешаяу — прим.) говорит: “Возглашай!”, и сказал (я) (душа пророка Йешаяу ответила Б-гу в пророческом видении — прим.): “Что возглашать мне?” — “Всякий человек (как) — трава, и его милость — как полевой цветок. Высохла трава, завял цветок.”[6]» (то есть — умер человек — и с этим пропали все его обещания — прим.) — ничто не вечно, кроме Торы, о которой сказано: «а. слово Б-га нашего исполнится всегда». Отсюда понятно, что Всевышний исполнит свое обещание (данное Аврааму — прим.).

Для дальнейшего разъяснения приведем сказанное ранее пророком Йешаяу: «Голос призывает в пустыне (как будто будет слышен голос — прим.): “Освободите дорогу для (народа — прим.) Б-га” …И проявится Слава Б-га (будут чудеса — прим.), и увидят все люди разом (поймут, осознают ясно — прим.), что изрекли уста Б-га»[7] (то есть, все обещания, которые Б-г дал евреям, — исполнятся — прим.). Этот мир, который уподоблен пустыне, где ничего не сеют, сравнен с Торой и заповедями, про которые сказано: «Сейте себе праведность», и которые не считаются чем-то ценным в глазах тех, кто занимается только этим, физическим миром, как пустыня, которая не подходит для сеянья. И еще сказано: «Голос говорит: “Возглашай!” …Всякий человек (как) — трава, и его милость — как полевой цветок…». Двумя этими провозглашениями пророк хотел воспеть хвалу Торе и описать ее великолепие. Это первый: «Освободите дорогу для Б-га.И проявится Слава Б-га.». Второй голос говорит о низменности этого мира: «Высохла трава, завял цветок, но слово Б-га нашего исполнится всегда».

Притча. Один человек разорился и уехал в поисках заработка. За морем он нашел пустынную страну, где жили дикари, которые не умели делать плуги, чтобы пахать, сеять, сажать плодовые деревья, — ничего. И он увидел, что вся эта страна полна залежей золота и драгоценных камней. Местные жители совершенно не понимали ценности этого. Они жили тем, что обменивали у приезжих золото, серебро и драгоценные камни на хлеб и плоды. Человек купил себе огромное поле. Часть его он засеял, а на другой части посадил плодовые деревья. Соседи давали ему за его урожай драгоценности. Когда пришло ему время умереть, он сказал сыновьям: «Знайте, что у меня есть сын-умница от первой жены в другой стране. Пошлите за ним, пусть приедет сюда, и поделите с ним наследство — поле, золото и драгоценные камни. Дайте ему самому выбрать, что из наследства он хочет получить». Тот сын приехал и выбрал себе драгоценные камни, а остальные сыновья забрали себе поле и его урожай. Они смеялись над ним, ведь эти камни были в их глазах как песок, а поле было самым главным богатством из всего наследства. Тот сын вернулся домой с большим запасом золота и драгоценных камней. Через несколько лет в стране дикарей появился мудрый царь, который передал народу знания и обучил разным вещам. Например, изготавливать плуг и пахать землю. Все стали засевать поля, и земля стала давать обильный урожай. Золото и драгоценные камни жители стали дорого продавать в соседних государствах, и теперь и у них урожаи стал дешевыми, а золото и драгоценные камни — дорогими. Тогда сказали сыновья того человека: «Теперь мы понимаем, что отец был прав, сказав, что наш брат умница! А мы считали его дураком! Но сейчас мы знаем, что он забрал то, что действительно ценно, а нам оставил то, что ценности не имеет!»

Смысл этой притчи в том, что Земля Израиля важна и хороша и для тела, и для души. Для тела: Тора описывает ее как текущую молоком и медом, и как землю, камни которой — железо, и медь добываться будет из гор ее, нет в ней недостатка ни в чем[8]. Но хотя материальные блага находятся в земле Израиля в изобилии, они не являются ценными для еврея сами по себе, главная ценность земли Израиля духовная — ее святость. Эта земля благоприятна для приобретения мудрости, святости, духовной чистоты, достижения пророчества и для пребывания Шхины, как сказано: «Ведь из Сиона выйдет Тора, и слова Б-га из Иерусалима»[9]. Хотя духовные дары Земли Израиля не представляют большой ценности для обычных людей, но для мудреца и того, кто понимает их важность, они бесценны. И пока люди гонятся за проходящими удовольствиями этого мира, и они кажутся им главной ценностью, то духовные «драгоценности» не ставятся ими ни во что. Поэтому люди рассуждают так: Авраам не вкусил ничего из плодов этой хорошей земли, ведь он только проживал там как гость, ведь «…кнаанеец тогда в стране», и удивляются, почему Всевышний не сдержал данное ему обещание. Но в будущем, когда правда засияет ярче, чем свет солнца, все поймут, что блага этого мира на самом деле ничего не стоят, ведь они конечны, а ценность представляют только Тора и заповеди. Тогда выяснится, что Авраам забрал самое ценное, и никто не смог приобрести столько святости и мудрости, сколько досталось ему, благодаря тому, что он проживал в святой земле, обещанной ему Б-гом. Теперь слова Мидраша становятся понятными. Поскольку «Всякий человек (как) — трава, и вся его милость — как полевой цветок.», нет ничего ценного в мире, кроме Торы и ее святости, «а слово Б-га нашего исполнится всегда», так как не прекратятся слова Торы в устах наших вовеки.


 

[1] Мидраш Бемидбар Раба 16:23

[2] Йешаяу 40:8

[3] Йешаяу 41:8

[4] Берешит 12:1, 7

[5] См. Шмот 6:4-8, а также комментарии Раши а это, что ту клятву, которую Б-г дал праотцам — дать им землю Кнаан, Он исполнит для их потомков, сыновей Израиля. См. также Дварим 9:5 — прим.

[6] Йешаяу 40:6-9

[7] Йешаяу 40:3-5

[8] Дварим 8:8-9 и Дварим 11:10

[9] Йешаяу 2:3

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»