Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Двукратное упоминание глагола «помни» в Торе. Будущее народов, перемешавшихся с потомками Ишмаэля.

Сказал раби Йоханан бен Нури: после всех чудес и великой мощи, явленных Всевышним еврейскому народу в Египте и на Красном море, евреи испытывали Его 10 раз, как сказано: «И испытывали Меня уже 10 раз»[1]. Кроме того, они жаловались на Бога, говоря: «Бог оставил нас в этой пустыне, и Шхины Его нет больше среди нас!», как сказано: «Есть ли Бог среди нас?»[2]

Сказал раби Йеошуа бен Корха: после этого сказано «И пришел Амалек»[3]. Народ Амалека пришел, чтобы расправиться с евреями. Обычно путника с дороги встречают едой и питьем. Но Амалек, хоть и видел, что евреи уставшие и ослабевшие после мучений в Египте и тягот пути, не обратил на это внимания. Он встал у них на пути, как медведь, у которого убили детенышей, готовый убить всех, включая матерей и детей, как сказано: «.который повстречался тебе на дороге»[4].

Сказал раби Зехарья: Амалек был внуком Эйсава и пришел уничтожить евреев из-за ненависти, которую питал к ним его дед. Стан евреев был окутан со всех сторон облаком, как стеной, и никакой враг не мог их тронуть. Но того, кто должен был выйти из стана и окунуться в микву (для духовного очищения), облако выталкивало наружу, ведь еврейский стан должен был быть в святости, как сказано: «И будет стан твой свят»[5]. Амалек же находился позади стана и убивал всех, кто выходил за облако, как сказано: «И убил всех ослабевших, которые позади тебя»[6]. Моше сказал Йеошуа: «Выбери нам людей и выходи на войну с Амалеком»[7] — выбери для войны с Амалеком богобоязненных, сильных духом людей.

«А Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма»[8]. Аарон и Хур стояли справа и слева от Моше. Отсюда учат, что во время молитвы в Йом-Киппур двое должны стоять справа и слева от кантора. Все евреи стояли у своих шатров. Когда они видели, что Моше преклоняет колени, то и они преклоняли колени; он падал ниц, и они падали ниц; он воздевал руки к небу, и они воздевали руки к своему Отцу на небесах. Отсюда учат, что, когда кантор молится, все должны отвечать амен на каждое произнесенное им благословение. И Бог поразил Амалека и его народ мечом, как сказано: «И ослабил Йеошуа Амалека и народ его мечом»[9].

Сказал раби Шила: Бог хотел истребить и уничтожить всё потомство Амалека. Он простер правую руку Свою и, возложив ее на престол Славы, поклялся уничтожить потомство Амалека в этом мире и в будущем, как сказано: «И Бог (поклялся, держа) руку на троне, что война у Него с Амалеком из поколения в поколение»[10].

Сказал раби Пинхас: после 40 лет странствий в пустыне Моше хотел напомнить евреям и сказать: «Помните ли вы, как говорили в пустыне: “Есть ли среди нас Бог?”»[11] Но Моше не хотел стыдить их, ведь тот, из-за кого человек бледнеет от стыда, не удостаивается удела в будущем мире. Он решил рассказать им историю с Амалеком, чтобы они сами поняли, что он желает сказать. Это похоже на историю о том, как у одного царя был сад. У входа в сад царь посадил собаку. А сам он сидел в своих палатах, и из окна ему было видно всё, что происходит в саду. Один человек, приближенный царя, хотел войти в сад, чтобы обокрасть его. Собака напала на него и порвала ему одежду. Царь сказал: «Если я спрошу, зачем он пытался влезть в сад, это будет ему позором. Лучше я скажу ему: “Ты видел эту глупую собаку? Она порвала тебе одежду, не разобравшись, что ты мой приближенный!” Тогда мой друг поймет, что мне известно, что он пытался сделать». Так поступил и Моше. Он решил: «Расскажу им то, что было с Амалеком, и они тут же поймут, что этому предшествовало». Поэтому Моше сказал: «Помни, что сделал тебе Амалек, когда вы вышли из Египта»[12].

Еврейский народ сказал Моше: «Учитель наш Моше! В одном месте сказано: “Помни, что сделал тебе Амалек”, а в другом: “Помни день субботний, чтобы освятить его”[13]. В обоих местах сказано: “Помни”!» Ответил Моше: «Не похож стакан вина на стакан уксуса, хотя и тот стакан, и этот стакан. Одно “помни” — чтобы помнить шабат и освящать его, а другое — чтобы истребить и уничтожить потомков Амалека. Не забудьте сделать это, когда войдете в страну Израиля». Евреи забыли, что должны уничтожить Амалека, а Бог не забыл. И когда Шауль стал царем, пророк Шмуэль обратился к нему: «Так сказал Бог Воинств: “Помню Я, что сделал Амалек народу Израиля… Теперь иди и порази Амалека, и истребите всё, что у него…”»[14]. Царь Шауль взял всех своих воинов и отправился к амалекитянам. Когда Шауль достиг середины пути к владениям Амалека, он задумался, как сказано: «Пришел Ша-уль к городу Амалека и воевал у реки»[15]. Шауль подумал: «Мужчины Амалека согрешили, но в чем вина женщин? А если и женщины согрешили, то в чем вина детей? А если дети согрешили, в чем вина животных?» Вышел пророческий глас и сказал: «Шауль! Не будь праведнее своего Творца!»

Сказал раби Йеуда а-Наси: когда царь Шауль пришел в стан Амале-ка, он увидел, что среди амалекитян живут потомки Итро. Он сказал им: «Выйдите и отделитесь от Амалека, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Израиля при выходе их из Египта»[16]. Разве Итро сделал добро всему еврейскому народу? Ведь он сделал добро только Моше! Отсюда следует, что тот, кто сделал добро одному из духовных лидеров еврейского народа, как будто сделал добро всему народу. В заслугу добра, которое Итро сделал Моше, его потомкам была предоставлена возможность покинуть владения Амалека, как сказано: «И ушел кениец (потомок Итро, который также назывался Кени) от Амалека»[17].

Сказал раби Йосе: когда царь Ассирии Санхерив пришел воевать с евреями, то все народы, жившие вокруг страны Израиля, увидели стан Санхерива, сильно испугались и бежали прочь из своих городов, как сказано: «И стираю границы народов. и жителей снимаю. с мест»[18]. Эти убежавшие 10 народов отправились в пустыню и перемешались с потомками Ишмаэля, как сказано: «Шатры Эдома и ишмаэльтян, Моав и Агрим, Гваль, и Амон, и Амалек, Плешет и жители Цора. И Ассирия присоединилась к ним»[19]. Все эти народы в будущем падут от руки Ма-шиаха, потомка Давида, как сказано: «Бог мой! Сделай их подобными перекати-полю, подобными соломе на ветру»[20] (здесь «ветер» — это «дуновение» Машиаха).


[1] Бемидбар 14:22.

[2] Шемот 17:7.

[3] Шемот 17:8.

[4] Дварим 25:18.

[5] Дварим 23:15.

[6] Дварим 25:18.

[7] Шемот 17:9.

[8] Шемот 17:10.

[9] Шемот 17:13.

[10] Шемот 17:16.

[11] Шемот 17:7.

[12] Дварим 25:17.

[13] Шемот 20:8.

[14] Шмуэль I 15:2-3.

[15] Шмуэль I 15:5.

[16] Шмуэль I 15:6.

[17] Шмуэль I 15:6.

[18] Йешаяу 10:13.

[19] Теилим 83:7-9.

[20] Теилим 83:14.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше