Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раскаяние и добрые дела — как заслон от бедствия

Сказал раби Акива: было создано раскаяние, и рука Бога всегда простерта, чтобы принять возвращающихся к Нему, и говорит Он: «Раскайтесь, люди!»933 Если хочешь знать, какова сила цдаки (подаяния, благотворительности) и раскаяния, посмотри, что было с Ахавом, царем Израиля. Он грабил и убивал, как сказано: «Ты убил, а теперь и унаследовал (надел убитого тобой)?!», а потом сильно раскаялся. Он послал за Йеошафатом, царем Иудеи, и тот трижды в день наносил ему по 40 ударов плетьми. Он постился и молился Богу, постоянно учил Тору и не совершал больше злых поступков. Его раскаяние было принято, как сказано: «Видел ли ты, что Ахав смирился предо Мной?»

Сказал раби Абау: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере царя Давида. Бог поклялся нашим праотцам, что умножит их потомство, как звезды на небесах (которые невозможно сосчитать). Давид решил провести перепись населения страны. Сказал ему Бог: «Давид! Я поклялся праотцам умножить их потомство, как звезды на небесах, а ты хочешь отменить Мои слова?! Из-за тебя народ будет обречен смерти!» Началась эпидемия, и за три часа погибло 70 тысяч человек. Сказал раби Шимон: на самом деле погиб только Авишай, сын Цруи, который своими добрыми делами и знанием Торы приравнивался к 70 тысячам человек, как сказано: «И погиб (в единственном числе) из евреев 70 тысяч человек».

Когда Давид услышал об этом, то надорвал на себе одежды (в знак траура), оделся в мешковину, посыпал себя пеплом и пал ниц перед ковчегом Завета. Он раскаялся и стал молить Всевышнего: «Владыка мира! Я согрешил. Прости мне мой грех!» Его раскаяние было принято: «И сказал (Бог) ангелу, уничтожающему народ: “Прекрати теперь, убери свои руки!”»[1] — «прекрати теперь», когда погиб великий среди них. Тогда ангел смерти взял свой меч и вытер его об одежды царя Давида. Увидел Давид меч ангела смерти (силу суда Творца), и после этого его руки и ноги тряслись до самой смерти (то есть тело его сильно ослабло, и одежда не согревала его), как сказано: «И не мог Давид идти, чтобы вопросить Бога, потому что сильно устрашился меча ангела»[2].

Сказал раби Йеошуа: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере царя Менаше, сына царя Хизкияу. Он совершал все возможные грехи, делал много зла и приносил жертвы идолам, как сказано: «Он провел своих детей через огонь в Гэй-Бен-Ином. совершал много зла перед Богом, чтобы разгневать Его»[3]. Он отправился в Иерусалим, отобрал там голубей и приносил жертвы всем небесным телам. Из Ассирии прибыли войска, и их военачальники схватили Менаше за чуб на голове и потащили в Вавилон. Там его бросили в горячий котел и стали нагревать. Он стал взывать ко всем идолам, которым приносил жертвы, но молитва его не была услышана, и он не был спасен. Тогда он подумал: «Воззову всем сердцем к Богу моих отцов, может быть, Он сделает мне чудо, подобное тем чудесам, которые Он делал моему отцу». И Менаше воззвал всем сердцем к Богу своих отцов, и Бог принял его молитву, как сказано: «Помолился Ему (Менаше), и Он ответил ему»[4]. Тогда Менаше сказал: «Есть суд и есть Судья».

Сказал Бен Азай: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере раби Шимона бен Лакиша. Он и двое его друзей грабили всех проходивших по дороге. Раби Шимон оставил друзей в горах, раскаялся и вернулся всем сердцем к Богу своих предков, молился и постился. Он начал вставать рано утром на молитву и все свои дни посвятил изучению Торы и помощи бедным, не возвращаясь больше к прежним дурным поступкам. Его раскаяние было принято Богом. В тот день, когда он умер, умерли и два его прежних друга в горах. Раби Шимон бен Лакиш получил удел в Ган Эдене, а двое его друзей-разбойников попали в Геином. Они обратились к Богу: «Владыка мира! Ты судишь предвзято! Он разбойничал с нами в горах, но получил место в Ган Эдене, а мы попали в Геином!» Ответил им Бог: «Он при жизни раскаялся в своих грехах, а вы нет». Тогда они сказали: «Дай и нам возможность раскаяться». Ответил Бог: «Раскаяться можно только до смерти». Это похоже на то, как человек отправляется в плаванье. Если он еще на суше не запасется хлебом, то не сможет добыть его в море. А если человек, который отправляется в пустыню, не возьмет с собой из населенных мест воды и провизии, то в пустыне их не найдет. В точности так же, если человек не раскаялся при жизни, он уже не сможет сделать это после смерти, как сказано: «Не будет (Бог) считаться ни с каким выкупом»[5], а также: «Я — Бог, исследующий сердце, проверяющий нутро»[6].

Сказал раби Нехунья бен а-Кана: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере египетского фараона. Он много бунтовал против Бога, как сказано: «Кто такой Бог, чтобы я слушал Его?»[7] Тем же языком, которым он согрешил, он и раскаялся, как сказано: «Кто подобен Тебе, Бог»[8]. И Бог спас его от смерти. Откуда нам известно, что он не умер? Сказано: «А теперь простер Я руку Свою и поразил тебя. Но для того Я поднял тебя, чтобы показать тебе силу Мою, чтобы возвестить имя Мое по всей земле»[9]. После этого фараон стал царем в городе Нинве. А жители Нинве делали фальшивые деньги, грабили друг друга, предавались разврату и другим грехам.

Когда Бог послал Йону в Нинве с пророчеством о гибели города, фараон услышал об этом. Он встал с трона, разорвал одежды, надел мешковину и посыпал голову пеплом. Кроме того, он велел всему народу поститься три дня, а кто не послушает, будет сожжен. Он поставил мужчин в одном месте, женщин в другом, а детей отдельно. Он также поставил раздельно чистых животных и нечистых, и их детенышей поставил отдельно. Малыши видели матерей и хотели есть, а самки видели своих детенышей, хотели их покормить и стонали. И было там более 120 тысяч человек, как сказано: «А Я не пожалею Нинве, большой город, в котором более 120 тысяч человек?!»[10] «И передумал Бог наводить (на них) бедствие, о котором говорил»[11]. Он отложил это наказание на 40 лет, что соответствовало 40 дням, в течение которых Йона исполнял данное ему поручение. Но через 40 лет жители Нинве вновь стали много грешить и были поглощены бездной, как мертвые, и об этом сказано: «Из города мертвые стонут»[12]. Всевышний отправил Своих рабов — пророков — с пророчествами к народу Израиля, говоря: «Вернись, Израиль, к Богу твоему, ведь ты оступился из-за греха своего»[13] — к тому Богу, который сказал на горе Синай: «Я — Господь, Бог твой»[14]. Не сказано «возьмите с собой золото и серебро», а сказано «возьмите с собой слова (раскаяния)»[15]. И не сказано «мы принесем золото и серебро», а сказано «.принесем (слова) уст наших вместо быков (жертвоприношений)»[16].

Сказал раби Йеуда: если еврейский народ не раскается, к нему не придет Избавление. А раскаются евреи, когда будут в бедствии, в стеснении, в переходах с места на место и когда у них не останется средств к существованию. И великое возвращение к Богу произойдет, когда придет пророк Элияу, да будет помянут добром, как сказано: «Вот Я посылаю вам пророка Элияу перед наступлением великого и страшного дня Бога. И он вернет сердца отцов к детям и сердца детей к отцам»[17]. Благословен Ты, Всевышний, желающий раскаяния!


[1] Шмуэль II 24:16.

[2] Диврей а-Ямим I 21:30.

[3] Диврей а-Ямим II 33:6.

[4] Диврей а-Ямим II 33:13.

[5] Мишлей 6:35.

[6] Ирмеяу 17:10.

[7] Шемот 5:2.

[8] Шемот 15:11.

[9] Шемот 9:15-16.

[10] Йона 4:11.

[11] Йона 3:10.

[12] Иов 24:12.

[13] Ошеа 14:2.

[14] Шемот 20:2.

[15] Ошеа 14:2.

[16] Ошеа 14:3.

[17] Малахи 3:23-24.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

Читайте также: Кто такой Б-г — Творец мира?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.