Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заслуга добрых дел. Мудрецы приводят примеры.

Сказано: «И посеял Ицхак в той земле»[595]. Сказал раби Элиэзер: разве Ицхак сеял злаки? Ведь в те времена земля еще была во власти Кна-ана и праотцы занимались скотоводством вне населенных мест. Тут же имеется в виду, что он отделил десятину от своих денег и «сеял» — раздавал милостыню, цдаку, среди бедных, как сказано: «Сейте себе цдаку»[596]. За всё, от чего Ицхак отделил десятину, Бог воздал ему во сто крат деньгами и благословил его, поэтому сказано: «И получил в тот год во сто крат, и благословил его Бог»[597].

Сказал раби Шимон: мертвые восстанут в будущем в силу цдаки. Это видно из истории с пророком Элияу. Он переходил с места на место и добрался до города Царфат. Там его приняла с большими почестями одна вдова с маленьким ребенком, который стал потом пророком Йоной. Она делилась с Элияу своей едой (хотя был неурожайный период), как сказано: «И кормились она и он»[598]. Сказал раби Леви: написано: «он и она», а читают: «она и он» — они кормились в заслугу Элияу. Через какое-то время сын этой женщины заболел и умер, как сказано: «И было после этих событий, заболел сын той женщины»[599]. Сказала она Элияу: «Люди скажут, что ты вступил со мной в близость и за этот мой грех умер мой сын. Забери благословение, которое ты принес мне (в заслугу Элияу у этой женщины чудесным образом всегда были хлеб и оливковое масло), и верни мне сына!» Элияу стал молиться: «Владыка мира! Разве недостаточно всех страданий, которые я перенес, что теперь я еще должен страдать из-за смерти сына этой женщины?! Знаю я, что говорила она так со мной из-за горя по сыну. Пусть будущие поколения узнают, что действительно есть воскрешение из мертвых! Верни ребенку душу!» Бог принял его молитву, как сказано: «И услышал Бог молитву Элияу, и возвратилась душа мальчика. и он ожил»[600].

Сказал раби Йеошуа бен Корха: ты хочешь учить силу цдаки от праведной женщины из города Царфат? Учи ее от праведной женщины из Шунама. Смотри, что произошло с пророком Элишей, сыном Шафата, на которого не могла смотреть женщина, так как если бы посмотрела — умерла бы. Он также переходил с места на место и пришел в Шунам. Там с большими почестями его приняла сестра Авиша-га из Шунама, жена пророка Идо. Эта женщина сказала своему мужу: «Этот человек Божий — святой. Ни одна женщина не может взглянуть на него, так как если сделает это, умрет», и сказано: «Давай сделаем небольшую комнату наверху и поставим ему там кровать. когда он придет к нам, будет заходить туда»[601]. Они построили и приготовили комнату. Через какое-то время Элиша проходил в том месте и зашел в свою комнату, как сказано: «И было однажды, пришел он туда и поднялся в верхнюю комнату»[602]. Он позвал хозяйку дома, как сказано: «И позвал ее, и встала она у входа»[603]. Она стояла у входа, так как не могла посмотреть на его лицо. Элиша сказал ей: «Через год, в это же время, у тебя будет сын»[604]. Женщина ответила ему: «Мой муж уже очень стар, и у меня уже нет месячных. Невозможно мне родить». И сказала ему еще: «Господин мой, человек Божий! Не разочаровывай рабыню свою»[605].

Сказал раби Зехарья: «Выполняет желание трепещущих перед Ним»[606]. Всевышний выполнил желание пророка, и эта женщина родила сына. Ребенок подрос, и однажды, когда он пошел в поле к жнецам, он плохо себя почувствовал и умер, как сказано: «И вырос мальчик, и однажды пошел он к отцу своему, к жнецам. И сидел он. до полудня, и умер»[607]. Мать ребенка пошла к пророку Элише на гору Кармель и пала перед ним ниц. Она сказала: «Лучше был бы мой сосуд пуст, чем чтобы наполнился, а потом пролился». Пророк ответил ей: «Всевышний открывает мне всё, что делает, но в этом случае Он мне ничего не сказал», как сказано: «И пришла она к человеку Божьему, и подошел к ней Гейхази, чтобы оттолкнуть ее, но человек Божий сказал: оставь ее… а Бог скрыл от меня и не сказал мне»[608]. Элиша взял свой посох, дал его Гейхази и велел ему: «Пойди и положи посох на мальчика. И не говори ничего, пока этого не сделаешь. Тогда он оживет». Гейхази это показалось смешным, и он по дороге спрашивал каждого встречного: «Можешь ли ты поверить, что этот посох оживляет?!» Он не выполнил указание пророка и поэтому не смог оживить ребенка. Тогда сам Элиша пошел в дом этой семьи, прижался лицом к лицу мальчика и стал молиться: «Владыка мира! Ты сделал чудо моему учителю Элияу, и он оживил мертвого. Сделай и мне чудо и оживи этого мальчика!» Бог ответил ему, как сказано: «И чихнул ребенок семь раз, и открыл глаза»[609].

Сказал раби Азарья: «Знай, как велика заслуга добрых дел! Шалум, сын Тиквы, был одним из величайших праведников поколения и каждый день делал добрые дела. Он наполнял бурдюк водой, садился с ним у входа в город и поил каждого пришедшего с дороги. В заслугу этого его жена удостоилась пророчества, как сказано: “И пошел коэн Хилки-яу… к пророчице Хульде, жене Шалума, сына Тиквы”[610]. Потом этого человека стали называть Бен-Сахра, подразумевая: “Она (Тора) лучший товар (сахра), чем серебро”[611]. Когда этот человек умер, его добрых дел стало не хватать. Все евреи пришли, чтобы похоронить Шалума, сына Тиквы, но по дороге хоронившим встретился отряд моавитян, и евреям пришлось из-за опасности для жизни бросить тело в открытую могилу пророка Элиши. Когда тело умершего дотронулось до тела пророка, умерший ожил (это описано в книге Мелахим II[612]). Потом у него родился сын Ханамэль, сын Шалума».

Сказал раби Ханания бен Традион: «Знай, как велика заслуга добрых дел! Это видно на примере царя Шауля, сына Киша, который обеспечил всем необходимым семьи воинов, которые ушли с ним на войну. Он истребил всех гадателей и колдунов, как того требует Тора. Но потом он сам вернулся к этому и пошел в Эйн-Доар к женщине, вызывающей мертвых, матери Авнера. По просьбе Шауля она вызвала душу пророка Шмуэля, а с ней явились и другие души, подумав, что настало время воскрешения из мертвых. Увидела их колдунья и испугалась. Царь Шауль сказал ей: “Не бойся, (скажи), что ты увидела?”[613]» Некоторые считают, что вместе с Шмуэлем пришли души многих других праведников.

Сказал раби Элиэзер: все мертвые встанут, когда придет время воскрешения из мертвых, и поднимутся из могил одетыми. Это очевидно на примере зерна, которое закапывают в землю. Семя пшеницы «хоронят» в земле голым. Но прорастает оно, обернутое в несколько оболочек. Тем более праведники, которые были похоронены в одежде, встанут одетыми. А еще это видно на примере Хананьи, Мишаэля и Азарьи, которые были брошены в огненную печь одетыми в погребальные одежды и в них же вышли оттуда, как сказано: «Ни один волос на голове их не был опалён»[614]. И пророк Шмуэль явился по вызову колдуньи одетым в верхнюю одежду, как сказано: «Поднимается старец, закутанный в одежду»[615].

Сказал раби Натан: все пророки пророчествовали при жизни, а Шму-эль пророчествовал при жизни и после смерти. Ведь Шмуэль сказал Шаулю: «Если послушаешь моего совета и погибнешь от меча, твоя смерть станет твоим искуплением и удел твой (в будущем мире) будет вместе со мной». Шауль послушался совета Шмуэля, и назавтра он и его сыновья погибли в бою, как сказано: «И погиб Шауль и трое его сыновей»[616]. Он пошел на смерть, чтобы удостоиться удела пророка Шмуэля в будущем мире, как сказано: «А завтра (в будущем мире) будете ты и твои сыновья со мной»[617]. Что означает «со мной»? Сказал раби Йоханан: «Со мной — в моем уделе».

Сказал Гилель-старший: «Шмуэль упрекнул Шауля: тебе было недостаточно, что ты не послушался Всевышнего и не обрушил Его гнев на Амалека?! Теперь ты еще пришел взывать к мертвым! Горе пастырю и горе его пастве! Из-за тебя Бог отдал еврейский народ в руки филистимлян!»

Сказал раби Йоханан: сыны Израиля отправились в изгнание в Вавилон и не оставили дурных поступков. Ахав, сын Колии, и Цидкияу, сын Маасии, стали лжепророками и убеждали вавилонских женщин вступать с ними в интимные отношения. Царь Вавилона услышал об этом и велел казнить их через сожжение. Тогда эти люди сказали друг другу: «Йеошуа, сын Йеоцадака-коэна, — праведник. Пусть его бросят в огонь с нами, и в его заслугу мы спасемся». Они сказали царю: «Владыка наш! Этот человек участвовал с нами во всех наших делах». (Это случилось с Йеошуа, потому что его сыновья были женаты на неподходящих для них женщинах.) Царь велел сжечь их всех. Спустился с небес ангел Михаэль, спас праведника Йеошуа из огня и поднял его к престолу Славы, как сказано: «И показал Он мне Йеошуа, первосвященника»[618]. А Ахав и Цидкияу сгорели в огне, как сказано: «Да сделает с тобой Бог то же, что с Цидкияу и Ахавом, которых обжег царь Вавилона»[619]. Не сказано «сжег», а сказано «обжег». По преданию, эти двое сгорели, а Йеошуа не сгорел, но его волосы обгорели в огне из-за их грехов, как сказано: «Ведь это головня, спасшаяся из огня»[620].

Сказал раби Йеуда: когда Невухаднецар вознамерился найти повод, чтобы убить евреев, он поставил идола в долине Дура. Было провозглашено, что всякий, кто не поклонится этому идолу, будет сожжен. Евреи не уповали на своего Творца и приходили вместе с женами и детьми и поклонялись идолу — все, кроме Хананьи, Мишаэля, Аза-рьи и Даниэля. Даниэль был назван именем одного из идолов, и поэтому для вавилонян было позором сжечь его, как сказано: «Пока не предстал предо мною (перед Невухаднецаром) Даниэль, названный Белтшацаром по имени бога моего»[621]. Вавилоняне схватили Хананью, Мишаэля и Азарью и бросили в огненную печь. Спустился с небес ангел Гавриэль и спас их. Царь Невухаднецар сказал евреям, поклонившимся идолу: «У вас есть Бог, который вас бережет и спасает. Почему же вы Его оставили и поклонились идолу, который не обладает силой спасать?! Вы хотите разрушить мою страну, как вы разрушили свою!» И царь повелел всех их убить. Откуда известно, что все они были заколоты мечом? Сказано: «И так сказал Бог мне: пророчествуй. про убиенных этих, и оживут они»[622].

Сказал раби Пинхас: через 20 лет поле смерти тех, кто был убит в Вавилоне, на Йехезкеля снизошло пророчество. Бог вывел его в долину Дура и показал ему иссохшие кости. Спросил его Бог: «Что ты видишь, человек?» Йехезкель ответил: «Я вижу здесь иссохшие кости». Бог спросил: «Есть у Меня сила оживить их?» Йехезкелю надо было ответить: «Владыка мира! Ты можешь сделать и больше этого!» Но он сказал: «Всевышний, ты знаешь (ответ)»[623] — как будто не поверил. Поэтому он не был похоронен в Земле Израиля, как сказано: «А ты будешь похоронен на нечистой земле»[624]. Сказал ему Бог: «Пророчествуй этим костям!»[625] Йехезкель ответил: «Владыка мира! Чем поможет им пророчество? Принесет ли оно им плоть, жилы и кости? Вернутся ли куски плоти и кости, поеденные животными и птицами и заброшенные в другие края?» Тут же послышался Глас Всевышнего и содрогнулась земля, как сказано: «И раздался Глас, когда пророчествовал я. и вот содрогание»[626]. И земля придвинула кости друг к другу.

Сказал раби Йеошуа бен Корха: спустилась на них роса с небес, и кости обросли плотью и жилами, как сказано: «И увидел я, и вот — на них жилы»[627]. Сказал Бог: «Пророчествуй духу жизни.»[628] В этот момент четыре ветра открыли место, где обитают души, и вернули каждую в свое тело, как сказано: «И пророчествовал я, как велел Он мне, и вошел в них дух жизни, и ожили они. воинство весьма великое»[629]. Сказано в книге Шемот: «А сыны Израиля плодились. и очень размножились»[630]. Там говорится о 600 тысячах человек, и здесь тоже ожили 600 тысяч. Все они поднялись на ноги, кроме одного человека. Спросил пророк: «Каков этот человек?» Ответил ему Всевышний: «Он давал ссуды под процен-ты»[631]. Воскресшие сыны Израиля плакали и говорили: «Мы надеялись восстать со всем еврейским народом из мертвых в Земле Израиля. А теперь — “пропала наша надежда”[632]». Сказал в тот час Всевышний пророку Йехезкелю: «Иди и скажи им: “Клянусь Я, что в будущем тоже воскрешу вас из мертвых и соберу всех евреев в страну Израиля”, как сказано: “Вот, открою Я могилы ваши. и приведу вас в страну Израиля”»[633].


[595] Берешит 26:12.

[596] Ошеа 10:12.

[597] Берешит 26:12.

[598] Мелахим I 17:15.

[599] Мелахим I 17:17.

[600] Мелахим I 17:22.

[601] Мелахим II 4:10.

[602] Мелахим II 4:11.

[603] Мелахим II 4:15.

[604] Мелахим II 4:16.

[605] Мелахим II 4:16.

[606] Теилим 145:19.

[607] Мелахим II 4:18-20.

[613] Шмуэль I 28:13.

[614] Даниэль 3:27.

[615] Шмуэль I 28:14.

[616] Шмуэль I 31:6.

[617] Шмуэль I 28:19.

[618] Зехарья 3:1.

[619] Ирмеяу 29:22.

[620] Зехарья 3:2.

[621] Даниэль 4:5.

[622] Йехезкель 37:9.

[623] Йехезкель 37:3.

[624] Амос 7:17.

[625] Йехезкель 37:4.

[626] Йехезкель 37:7.

[627] Йехезкель 37:8.

[628] Йехезкель 37:9.

[629] Йехезкель 37:10.

[630] Шемот 1:7.

[631] Йехезкель 18:13.

[632] Йехезкель 37:11.

[633] Йехезкель 37:12.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»