Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько лет было Аврааму при рождении Ицхака?

Темы: Пророчество, Авраам, Ицхак, Хронология, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав! Хотел бы задать Вам один каверзный для меня вопрос: сколько лет было Аврааму, когда родился Ицхак, или сколько лет было Аврааму на момент предсказания, описанного в Берейшит 15 главе? В Берейшит 21:5 сказано: «И Авраму было сто лет при рождении у него Ицхака, сына его». Всё понятно. Я спрашивал у Рава, и он мне ответил: «С момента рождения Ицхака до Исхода прошло ровно 400 лет. 430 лет, по комментарию Раши, основанному на мидраше Седер олам, прошло со времени получения Авраамом предсказания об изгнании. Это случилось за 30 до рождения Ицхака». В Берейшит 12:4 сказано: «А Авраму семьдесят лет и пять лет при выходе его из Харана». А сам момент предсказания описывается в главе 15, т.е. после выхода Авраама из Харана. Таким образом, минимальный срок от момента предсказания и до рождения Ицхака 25 лет: 100-75=25. И вот мы подошли к вопросу, сколько лет было Аврааму на момент этих событий? Ведь эти даты связаны и с датами пленения евреев в Египте. Пожалуйста, помогите мне разобраться в этих вопросах. С уважением, Николай

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Николай!

Вы правы, привычное представление о хронологии событий, изложенных в начале главы Лех леха, приходится пересмотреть, внимательно изучив вышеприведенный комментарий Раши. По мидрашу Сэдэр олам действительно выходит, что Аврааму было 70 лет во время заключения Союза с Б-гом «меж рассечённых частей». Это означает, что он посещал Кнаанскую Землю за пять лет до того, как Всевышний велел ему перебраться туда жить. И события, начиная с ухода Лота от Авраама и до заключения Союза с Б-гом, перечислены Торой не в хронологическом порядке. Мудрецы говорят, что изложение событий в Торе не всегда является хронологическим. Это имеет свои причины, но не всегда дано знать их, когда мы изучаем лишь первый слой текста — пшат.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше