Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пока человек не женится, его любовь направлена к его родителям. А когда он женится, его любовь направлена к жене.

Шестерым было дано имя до их рождения: Ицхаку, Ишмаэлю, Моше, Шломо, Йошияу и Машиаху, да приведет его Всевышний скоро, в наши дни. Про Ицхака сказано: «И назови его Ицхак»[567]. Почему он назван Ицхаком? Слово «Ицхак» — рПЛ' — состоит из следующих букв: йуд, ее гематрия — 10, что указывает на 10 испытаний, которым подвергся Авраам; цадикгематрия 90 — Саре было 90 лет, когда она родила Ицхака; хетгематрия 8 — Ицхаку сделали обрезание, когда ему было восемь дней; куфгематрия 100 — Аврааму было 100 лет, когда родился Ицхак, как сказано: «А Аврааму было 100 лет, когда родил он Ицхака»[568].

Про Ишмаэля сказано: «И назови его Ишмаэль»[569]. Почему ему было дано имя Ишмаэль? Потому, что в будущем Всевышний услышит (Ишмаэль — Ишма Эль — услышит Бог) стон еврейского народа от того, что потомки Ишмаэля будут творить в Земле Израиля в конце дней. Поэтому он был назван Ишмаэль, как сказано: «Услышит Бог (евреев) и ответит им»[570].

Про Моше сказано: «Не буду судить человека долго, ведь (бешагам) он плоть и будут его дни 120 лет (пока не придет Потоп)»[571]. Гематрия слова бешагам равна гематрии имени Моше (345). Он прожил 120 лет.

Про Шломо сказано: «Вот, сын родится у тебя. имя его будет Шломо»[572], потому что «Мир (шалом) и покой дам Я Израилю в его дни»[573].

Про Йошияу сказано: «Вот, сын родится среди потомков Давида, имя его — Йошияу»[574]. Почему он был назван Йошияу? Потому что был угоден Богу как дар (шай) на жертвеннике — йеэй шай — красивый дар.

Про царя Машиаха сказано: «Пока светит солнце, будет вечным (инон) имя его»[575]. Инон — одно из имен Машиаха. Он назван Инон, так как возродит (янин) покоящихся в земле. Когда Авраам возвращался с горы Мория, ангел Самаэль (он же Сатан) был раздосадован, что ему не удалось отменить жертвоприношение Авраама. Тогда он отправился к Саре и сказал ей: «Сара! Разве ты не слышала, что произошло в этом мире?!» Сара ответила: «Нет». Самаэль сказал ей: «Твой старый муж ослаб разумом. Он взял отрока Ицхака и принес его в жертву всесожжения. А отрок плакал и причитал, так как не мог спастись». Сара сразу же стала плакать и стенать. Она издала три звука плача и три звука стенания. Из этого учат, какие звуки должны быть при трублении в шофар в Рош а-Шана. Душа ее вылетела из тела, и она умерла. Авраам вернулся домой и нашел ее мертвой, как сказано: «И пришел Авраам оплакивать Сару и скорбеть о ней»[576]. Откуда он пришел? С горы Мория.

Сказал раби Йосе: три года оплакивал Ицхак свою мать Сару. По истечении трех лет он женился на Ривке и утешился после смерти матери. Отсюда делается вывод, что, пока человек не женится, его любовь направлена к его родителям. А когда он женится, его любовь направлена к жене, как сказано: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей»[577]. Речь не идет о прекращении выполнения заповеди почитать родителей, а о том, что любовь, которая в его сердце, переходит к жене. Сказал раби Йеуда: в течение 20 лет Ривка была бесплодна. По истечении 20 лет Ицхак взял ее с собой к горе Мория, где он был возложен на жертвенник, и помолился там о потомстве. Его молитва была принята, как сказано: «И молился Ицхак Богу о жене своей. и Бог ответил ему, и зачала Ривка, жена его»[578]. Когда приближались роды, боли стали нестерпимыми, и Ривка пошла в святое место (на месте будущего Храма) молиться, как сказано: «И пошла вопрошать Бога»[579]. Сыновья в ее животе были сильными, как сказано: «И толкались сыновья во чреве ее»[580]. Яаков схватил Эйсава за пятку, чтобы победить его, как сказано: «А рука его держит пяту Эйсава»[581]. Отсюда делается вывод, что потомки Эйсава могут быть побеждены, только когда придет потомок Яакова и «подрежет ноги» Эйсаву, как сказано: «Пока ты смотрел, сорвался камень. и ударил идола по ногам»[582]. А в другом месте сказано: «Мне отмщение и воздаяние, когда покачнется нога их»[583].

Сказал рав Аха: отроки выросли; один пошел по дороге жизни, а другой — по дороге смерти, как сказано: «И выросли отроки, и стал Эйсав. сведущим в охоте, человеком поля, а Яаков — человеком целостным, сидящим в шатрах»[584]. Яаков пошел дорогой жизни — он всё время сидел в шатрах и учил Тору. А злодей Эйсав шел дорогой смерти и хотел убить Яакова, как сказано: «Настанут дни траура по отцу моему, и убью я Яакова, брата своего»[585]. Сказал раби Шимон: когда Ицхак был связан на жертвеннике, он поднял глаза к небу и увидел Шхину. Сказано: «Не сможет увидеть Меня человек и выжить»[586]. Но вместо того, чтобы умереть, Ицхак к старости ослеп, как сказано: «И было, когда состарился Ицхак, ослепли глаза его»[587]. Отсюда делается вывод, что слепой считается подобным мертвому.

Пришла ночь Песаха. Ицхак позвал своего старшего сына Эйсава и сказал ему: «Сын мой, в эту ночь весь мир говорит Алель (хвалебный гимн), и сокровищницы небесного благословения открываются в эту ночь. Приготовь мне яства, и я тебя благословлю». А пророческий дух говорил Ицхаку: «Не вкушай хлеба недоброжелателя»[588]. Эйсав пошел выполнять просьбу отца и задержался. Ривка сказала Яакову: «Сын мой! В эту ночь открываются сокровищницы небесного благословения и ангелы произносят хвалебную песнь. В эту ночь, в будущем, твои потомки будут вызволены из рабства и произнесут хвалебную песнь. Приготовь яства для своего отца, чтобы он благословил тебя». Яаков знал, что исполнение воли отца предшествует исполнению воли матери, и опасался, что отец проклянет его за обман (так как он должен был притвориться Эйсавом). Но мать сказала ему: «Сын мой! Пусть достанутся благословения тебе и твоему потомству, а проклятья пусть падут на меня!», как сказано: «На мне твое проклятье, сын мой!»[589] Пошел Яаков и принес двух козлят. Разве Ицхаку нужно было целых два козленка? Ведь сказано: «Праведник ест, чтобы насытить душу»[590]. Дело же в том, что один козленок предназначался в качестве пасхальной жертвы, а второй — в качестве праздничной жертвы, которую едят до пасхальной. Яаков вошел к Ицхаку и сказал: «Прошу тебя, приподнимись, сядь и отведай добычи моей, чтобы благословила меня душа твоя»[591]. Сказал Ицхак: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эйсава»[592]. Голос Яакова говорит о единстве Творца и произносит слова Торы, а руки Эйсава погрязли в кровопролитии и зле. Когда на небесах провозглашают: «Голос — голос Яакова», небеса сотрясаются. А когда провозглашают: «Голос — голос Яакова» на земле, всякий, кто слушается этого голоса и выполняет сказанное, удостаивается доли Яакова. А тот, кто не слушает и не выполняет, его доля — доля «рук Эйсава».

Сказал раби Йеуда: Ицхак дал Яакову 10 благословений от росы небесной до урожая земли, как сказано: «Даст тебе Бог от росы небес от урожая земли»[593]. Это соответствует 10 речениям, которыми был сотворен мир. Яаков вышел от отца своего Ицхака украшенный, как жених и невеста. Пала на него роса с небес, и укрепились кости его, и он тоже стал сильным. Поэтому сказано: «Могучий Яаков оттуда пастырем стал, твердыней Израиля»[594].


[567] Берешит 17:19.

[568] Берешит 21:5.

[569] Берешит 16:11.

[570] Теилим 55:20.

[571] Берешит 6:3.

[572] Диврей а-Ямим I 22:9.

[573] Диврей а-Ямим I 22:9.

[574] Мелахим I 13:2.

[575] Теилим 72:17.

[576] Берешит 23:2.

[577] Берешит 2:24.

[578] Берешит 25:21.

[579] Берешит, 25:22.

[580] Берешит, 25:22.

[581] Берешит 25:26.

[582] Даниэль 2:34.

[583] Дварим 32:35.

[584] Берешит 25:27.

[585] Берешит 27:41.

[586] Шемот 33:20.

[587] Берешит 27:1.

[588] Мишлей 23:6.

[589] Берешит 27:13.

[590] Мишлей 13:25.

[591] Берешит 27:19.

[592] Берешит 27:22.

[593] Берешит 27:28.

[594] Берешит 49:24.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.