Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О воскрешении мертвых и Земле Израиля

«Поймите же теперь, что Я — Я это (всё в Моей власти), и нет никакой другой силы, кроме Меня»[634]. Почему Всевышний сказал дважды: «Я, Я»? Он имел в виду следующее: «Я — Бог в этом мире, и Я буду в будущем мире. Я спас вас из Египта, и Я избавлю вас в конце правления “четвертого царства”». Всякого, кто скажет, что есть сила, кроме Меня, Я умерщвлю смертью, после которой нет больше жизни. А всякого, кто говорит, что нет никакой силы, кроме Меня, Я оживлю в будущем мире на вечную жизнь. Поэтому сказано: «Я умерщвлю и оживлю»[635]. Я разрушил Иерусалим и изгнал его жителей в гневе Своем, и Я же из великого милосердия исцелю их, поэтому сказано: «Я поражаю, и Я исцелю»[636]. Никакой ангел или другая духовная сила не сможет спасти злодеев от наказания в Геиноме, как сказано: «И нет спасающего от Меня»[637].

Сказал раби Йонатан: в будущем воскреснут все мертвые, кроме поколения Потопа, как сказано: «Мертвые не будут жить, почившие не встанут»[638]. «Мертвые не будут жить» — это злодеи, которые сравниваются с падалью. Они встанут для Великого Суда, но не будут жить. А поколение Потопа не встанет даже на Великий Суд, как сказано: «почившие (рефаим) не встанут». Их души превратились в духовные силы, вредящие людям (рефаим — это умершее поколение Потопа). В будущем Всевышний истребит их, чтобы они больше не вредили, как сказано: «Поэтому накажешь и истребишь, и уничтожишь всякую память о них»[639].

Сказал раби Зехарья: ночной сон похож на этот мир, а пробуждение утром похоже на будущий мир. Во время сна человек лежит, а душа его путешествует по миру и во сне рассказывает ему о том, что будет, как сказано: «В сновиденье ночном. тогда открывает Он в ушах людей»[640]. Души мертвых тоже путешествуют по миру и рассказывают им всё, что будет, но они восхваляют Всевышнего за то, что в будущем Он их оживит, как сказано: «Возликуют благочестивые во славе, поют на ложах своих»[641]. Пробуждение утром похоже на будущий мир, как сказано: «Насыть нас утром милостью своей!»[642]

В шести случаях раздается крик от одного конца света до другого, но его не слышно: когда рубят дерево, которое дает плоды, когда змея сбрасывает кожу, когда разводятся муж с женой, когда жена в первый раз вступает с мужем в интимные отношения, когда рождается ребенок и когда душа покидает тело. Душа не покидает тело, пока не увидит Шхину, как сказано: «Ибо не сможет человек увидеть Меня и остаться жив»[643].

Сказал раби Азарья: все души после смерти человека возвращаются каждая к своему духовному источнику и к подобным себе. Душа праведника отправляется к праведникам, а душа злодея — к злодеям. Ведь так сказал Всевышний Аврааму: «А ты с миром придешь к своим пред-кам»[644]. Разве можно сказать, что душа покидает тело с миром? Имеется в виду, что ее встречают ангелы, которые говорят ей: «Шалом» (мир тебе), как сказано: «Придет мир, упокоятся на ложах»[645]. А в другом месте сказано: «И сойдешь в могилу свою с миром»[646].

Сказал раби Ханина: души праведников, которые умерли за пределами Земли Израиля, перемещаются туда (здесь Земля Израиля — это духовное понятие), как сказано: «И удостоится душа моего господина вечной жизни»[647]. Все души злодеев, умерших в Земле Израиля, выбрасываются за ее пределы, как сказано: «А души врагов твоих выбросит из пращи (то есть удалит от Творца)»[648]. В будущем Всевышний возьмет землю Израиля за концы и стряхнет с нее всю нечистоту за ее пределы, как человек, который встряхивает свою одежду, как сказано: «Возьмется за края земли и стряхнет с нее нечестивцев»[649].

У человека при жизни есть три ценности: сыновья, домочадцы и имущество. Когда приходит время человека покинуть этот мир, он собирает своих домашних и говорит им: «Прошу вас, спасите меня от этой горькой смерти!» А они отвечают ему: «Разве ты не слышал, что у человека нет власти в день смерти?! Так и сказано: “Не сможет брат выкупить человека”[650]. Мы не можем дать деньги, чтобы выкупить твою душу, как сказано: “Не сможет дать Богу выкуп”, так как “дорог выкуп за душу их и прекратится навеки”[651]. Поэтому иди с миром, и почивай с миром, и встань на суд в конце дней. Да будет удел твой с благочестивыми». Когда умирающий слышит это, он взывает к своим деньгам и говорит им: «Много я трудился днем и ночью, чтобы заработать вас. Прошу вас, выкупите меня у смерти и спасите!» А они отвечают ему: «Разве ты не слышал: “Не поможет богатство в день гнева”[652]?» Тогда он призывает свои добрые дела, которыми он не так дорожил, как детьми или имуществом, и говорит им: «Спасите меня от смерти! Укрепитесь со мной и не дайте мне покинуть этот мир! Ведь если я спасусь, смогу продолжать вас делать!» А они отвечают ему: «Иди с миром! Пока ты придешь в тот мир, мы уже опередим тебя, как сказано: “И пойдет праведность твоя перед тобой, Слава Бога заберет тебя”»[653] (то есть добрые дела могут избавить человека от смерти, а если не смогут, то будут заслугой, идущей перед ним в том мире).

В семь дней траура после смерти человека его тело начинает разлагаться и превращается в прах, как и было в самом начале, о чем сказано: «И вернется в землю, как было»[654]. Душа же спускается в тело с небес. Когда Бог создал тело человека из земли, в нем не было души. Бог дохнул на него своим дыханием, и душа вошла в его тело, как сказано: «И вдохнул в него дух жизни»[655]. Сказал раби Шимон: все тела разлагаются в земле, пока не остается немного слизи, которая затем перемешивается с землей, как закваска перемешивается с тестом. Когда Бог велит земле вернуть все тела, данные ей на хранение, те части тел, которые смешались с землей, как закваска, поднимут и взрастят всё тело полностью, как закваска поднимает тесто. Тут же содрогнутся земля и горы, откроются могилы, а надгробия рассыплются на камни, как сказано: «И спасет их Бог в тот день»[656].

Сказал раби Азарья: все души в руках Бога, как сказано: «Ведь в Его руке души всего живого»[657]. Это похоже на то, как человек идет по улице с ключом от дома в руке. Всё то время, что ключ в его руке, всё его имущество в его руках. Так и у Бога в руке ключ от могил и ключ от сокровищницы душ. Он вернет каждую душу в тело, как сказано: «Пошлешь дух Свой, сотворены будут»[658]. Душа похожа на своего Создателя. Всевышний видит, но невидим другими, и душа тоже. Всевышний не спит, и душа не спит. Всевышний терпит весь мир, и душа терпит всё тело. И все души принадлежат Ему, как сказано: «Ведь все души — Мои!»[659]

Сказал раби Йеуда: с того дня, когда был разрушен Храм, Земля Израиля мучается из-за грехов ее жителей. Как у больного человека нет сил встать на ноги, так у мучающейся земли нет сил давать плоды, как сказано: «И земля осквернена была живущими на ней»[660]. В будущем Всевышний спустит на землю живящую росу и оживит мертвых, как сказано: «Оживут мертвецы твои»[661] — это те евреи, которые уповали на Бога, «тела падали встанут»[662] — это злодеи, уподобленные падали, которые встанут для Великого суда, но жить не будут. «Просыпайтесь и пойте песнь, покоящиеся во прахе»[663] — это праведники, которые покоятся в земле, словно спят. «Ведь роса твоя — роса рассвета»[664] — роса, которая спустится и оживит праведников, это не обычная роса ночи, а роса рассвета (которая спустится днем), и она целительна для земли, как сказано: «И (после того как роса перемешается с ней) земля исторгнет похороненных в ней»[665].

Сказал раби Танхум из Адраи: «Земля исторгнет умерших, отданных ей на хранение. А откуда спустится роса для оживления умерших? С головы Всевышнего. В будущем Он тряхнет головой, спустит росу и оживит умерших, как сказано: “Я сплю, а сердце мое бодрствует… от¬вори мне… ибо голова моя росою полна, кудри мои — каплями (росы) ночной”»[666].


 

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»