Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В мире существуют два вида любви: материальная и духовная. Материальная любовь связана с телом человека, и знаком ей является ощущение срочности.

«Если же (случится так, что) ты не захочешь (хафацта) ее, то отпусти ее»[1].

Следует понять, чем отличаются слова хефец и хешек, которые означают несколько разные виды желания. Ведь выше сказано: «И увидишь среди пленных красивую женщину… и возжелаешь (хашак — та) взять ее»[2]. Для того чтобы разъяснить эту разницу, приведем сначала стих: «И были в глазах его как несколько дней, из любви к ней»[3]. Наши ощущения говорят нам обратное: когда человек сильно что-то любит и хочет поскорее получить, но ему приходится ждать, то день кажется ему годом. Я писал уже об этом в книге «Коль Яаков», когда разъяснял стих: «Обещаю тебе, лежи до утра»[4]. Здесь же я дам другое объяснение, и для этого следует сначала привести сказанное: «Приятность — ложь, и тщетна красота, богобоязненная женщина будет прославлена»[5].

Знай, что в мире существуют два вида любви: материальная и духовная. Материальная любовь связана с телом человека, и знаком ей является ощущение срочности. Когда в человеке просыпается вожделение, он не успокоится, пока не получит свое. Духовная любовь протекает совсем по-другому. Если человек понимает, что ему следует подождать, ему это не доставляет досады. И как человек может любить двумя видами: телом и душой, так и тот, кого любят, тоже может быть любимым из-за его тела, как в этом отрывке Торы, где говорится о красивой пленнице, а может быть любимым за его душевные качества — доброту, щедрость и т.д. — за них любят, например, праведника или мудреца. Эта возвышенная любовь, когда человек любит кого-то душой, за его душевные качества, принадлежит самому этому человеку. Но любовь тела к другому физическому телу, это любовь служителя, ведь тело служит человеку, и это то, что сказано: «Приятность — ложь, и тщетна красота…». Но «…женщина, боящаяся Б-га, будет прославлена» — самими людьми, их драгоценной душой. Мишлей использует повтор: «Приятность — ложь, и тщетна красота.», так как речь идет и о том, кто любит и о том, кто любим. Приятность исходит от любящего. Она является ложью, ведь на самом деле, она исходит не из души человека, а от его тела. И любимый — любимо его тело, а не он сам — все это ложь. Потому в случае физической любви, люди так спешат ее удовлетворить — у них нет уверенности в том, что она продлится. Но когда речь идет о любви духовной, то любящий и любимый не расстанутся, а потому им нет нужды спешить.

Притча.

Один купец обещал другому, что даст ему в кредит столько товара, сколько он захочет. Он уговаривал его много дней. Однажды этому второму купцу понадобилось купить простую одежду для слуги, и первый купец потребовал немедленной уплаты. Тот удивился: «Ты же мне обещал дать все, что я захочу, в кредит!» Первый купец ответил: «Во-первых, эта одежда не моя. Ее купил мой слуга, в надежде заработать. А во-вторых, ты тоже не покупаешь эту одежду для себя, а для слуги. А вдруг он оставит тебя? Тебе нелегко будет от того, что придется платить за потерянное».

Смысл этой притчи в том, что любовь тела к телу спешна и скоропалительна, ведь это любовь между слугами. В конечном итоге они разойдутся. Значит, им надо спешить, пока один из них не удрал. Но любовь, которой Яаков любил Рахель, была иной. Он любил ее, а не ее «слугу»: ее прекрасную душу, ее характер. А значит и спешки не было. А потому, из-за того, что его любовь к ней была духовной, он мог ждать, и долгое ожидание показалось ему коротким. И поэтому подчеркнуто: «.поскольку любил ее»[6].

Что касается разницы между словами хефец и хешек, я уже затронул тему желания, толкуя стих: «Возжелала душа моего сына Шхема вашу дочь»[7]. Желание хешек — это духовное, как сказано: «Только праотцов твоих возжелал Б-г». Желание хефец же используется, когда говорят о материальном, физическом. Поэтому Хамор, отец Шхема схитрил, и сказал, что его сын возжелал дочь Яакова, то есть хотел взять себе девушку из высокопоставленной семьи, из семьи великих. Мол, он возжелал Дину, так как она из праведной семьи Яакова, а не за ее красоту, а следовательно, его желание духовное. Писание же раскрыло его ложь: когда сыновья Яакова потребовали, чтобы все мужчины в городе сделали обрезание, сказано о Шхеме: «И не замедлил юноша сделать это»[8]. Его поспешность доказывает, что на самом деле, его любовь к Дине была физической.

Теперь пойми, что здесь, в случае с красивой пленницей, дурное начало станет уговаривать человека, что она лучше еврейской женщины — она прекрасное создание, будет усердно трудиться, а ты будешь жить в достатке, и сможешь все свое время посвятить служению Творцу. А что может быть прекраснее этого? И об этом сказано: «И увидишь среди пленных красивую женщину… и возжелаешь (хашакта) взять ее». Ты думаешь, что это душевная привязанность. Тора советует не действовать поспешно, а выждать какое-то время. Тогда ты сможешь разобраться: действительно ли это душевная привязанность, или это любовь физическая. Когда возьмешь ее к себе домой и выполнишь все, что велено в Торе, убедишься, сохранилась ли твоя привязанность. И «Если же случится так, что ты не захочешь (хафацта) ее, то отпусти ее» — если окажется, что здесь не было душевной привязанности, а только физическая, то отпусти ее, отправь из своего дома.


[1] Дварим 21:14

[2] Дварим 21:11

[3] Берешит 29:20

[4] Рут 3:13

[5] Мишлей 31:30

[6] Берешит 29:20

[7] Берешит 34:8

[8] Берешит 34:19

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророком Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше