Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек грешит, он отрывается от святой структуры, и она отходит и прекращает влиять на него

Суббота — мир раскаяния

«“И если человек продаст дочь свою в рабыни, то она не должна выйти, как выходят рабы” (Шмот 21:7). “И если продаст человек” — это Всевышний; “свою дочь” — это святая душа; “в рабыни” — стать рабыней, порабощаемой среди вас в этом мире. Прошу вас, когда придет время ей выходить их этого мира, “не должна выйти, как выходят рабы” — не выйдет грязной, не выйдет запачканной грехами, но выйдет свободной, ясной и чистой, чтобы ее Господин радовался ей и прославялся ею, и дал ей добрую награду в Эдене…» (Зоар).

«И так это относительно субботнего дня, противопоставляемого шести будним дням, когда человек занимается потребностями своего тела в материальном мире, а в седьмой день выходит на свободу для покоя и наслаждения…»

Суббота — день, когда человек избавляется от рабства материальности будних дней и находится в мире свободы, мире наслаждений души. Это день, когда свободные души возвращаются к своему корню.

Выше объяснялось, что корень раскаяния — высшая суббота. Объяснялось еще, что нижняя суббота черпает свою реальность из того «мира свободы», и тем самым она становится основой раскаяния внутри цикла дней, конструкции времени. Попытаемся глубже осознать сущность данного вопроса, и как он выражается в форме человека и в форме нижней субботы.

«Душа от Всемогущего дает разум» (Иов 32:8)

«Категория высшей души (нешама) — это само дыхание, внутренная сущность которого скрыта, и ее источник как бы из дыхания уст Всевышнего, и ее суть не входит вообще внутрь тела человека. Адам до греха удостоился ее сущности, а после греха она отошла от него и теперь только покрывает его сверху» (Нефеш аХаим).

Чистой высшей душе грех не причиняет ущерба. Она выше этого и не боится зла. Когда человек грешит, он отрывается от этой святой структуры, и она отходит и прекращает влиять на него: «Но категория высшей души, тайна мохин… никакие деяния обитателей нижнего мира не достигают того, чтобы испортить или нанести им ущерб… Но могут повлечь своими деяниями их отход от человека… поскольку они приходят только как нечто дополнительное… и зависит от из деяний… это мир, хранимый от прикосновения чужих».

Таким образом, корень исправления раскаявшегося находится в структуре, которая никак не пострадала от греха, как объясняется в Нефеш аХаим: «Известно в порядке последовательного развития миров, что высшая категория каждого мира связывается с низшей категорией мира над ним… подобно цепи, звенья которой связаны одна с другой… Все это — по великому благу и милости Всевышнего, чтобы человек мог подниматься и понемногу связываться с высшими».

Объяснение: невозможно вытащить себя из болота за волосы. И если так, откуда в силах грешащей души исправить и поднять себя после того, как она погрузилась в пучины греха? Поэтому в порядке этих миров —нешама, руах, нефеш — дана возможность того, что исправление придет из более высокой структуры, которая не опустилась и осталась связанной со своим корнем.

Теперь мы понимаем, что корень раскаяния в структуре человека — это дополнительная душа, которая ниспосылается ему в святой день. В ее силах поднять все категории будних дней человека, который отдалились от их корня.

«Велико раскаяние, ибо оно достигает Трона Славы» (Йома 86)

«Это исправление прошлого, деяний, который уже совершились. Тем, что человек доходит раскаянием в сердце до корня своей души, что и означает “до Трона Славы”, места иссечения душ, оттуда проистекает и распространяется исправление реализации действий» (раби Цадок аКоэн).

Высшая душа, которой грех не наносит ущерба, и есть корень исправления всей структуры человека, грехов духа (руах) и низшей души (нефеш).

В субботу появляется свечение высшей души. Это и есть дополнительная душа, пребывающая на святом народе. Они удостаиваются венцов — категорий Хохмы и Бины, с которыми соприкоснулись на горе Синай. Евреи поднимаются к святому и чистому миру мохин и тем самым возвращаются к корню своей души и удостаиваются исправить грехи будних дней. «Достижение Трона Славы — это достижения исправления до корня души, который соприкасается с Троном Славы». Нужно знать, что это движение возвращения объемлет все миры: «В седьмой день возвысился и воссел на своем Троне Славы».

«Велико раскаяние, что злоумышленные преступления превращает в неосознанные»

«В соответствии с уровнем раскаяния, когда человек возвращается к Всевышнему, и раскаяние доходит до Трона Славы и потому грех считается неосознанным, — ведь он подобен тому, кто не обладал знанием, а затем приобрел более высокую ступень, стал мудрее. С точки зрения более высокой ступени, на которую он встал, то, что он делал ранее, считается неосознанным. Ведь когда грешник раскаивается, он уходит с материальной ступени, на которой совершился грех, и достигает отделенной ступени, и потому его грех считается теперь совершенным по ошибке, которая идет от материи, заслоняющей разум» (Маараль).

Это раскаяний из страха. Когда человек отходит от материальной ступени и приобщается к отделенной ступени, категории мохин, это осознание порождает страх перед Богом, ведущий к раскаянию. Сама святость субботы и дополнительная душа из мира Ацилут, порождают страх в сердце человека. Но это низший страх. Существует более высокий уровень, высший страх, в котором корень раскаяния в сердце человека. Когда страх перед Богом появляется в его сердце, ему становится ясно, насколько большой ущерб он нанес, нарушив Его слово. Как сказали Мудрецы, что конечная цель мудрости — раскаяние и добрые дела, и как написано: «Начало мудрости — страх Господен» (раби Цадок аКоэн).

Суббота есть отделенная ступень, «день душ, а не день тела», и когда человек удостаивается дополнительной души, добавочного разума, преднамеренные преступления, совершенные им в будни, в дни тел, превращаются в неосознанные.

«Велико раскаяние, делающее преднамеренные грехи заслугами»

«Ибо человек, пришедший издалека, как тот грешник, отдалившийся от Всевышнего и сейчас пришедший приобщиться к Нему, — нет сомнения, что это приобщение больше» (Маараль).

Это раскаяние из любви, когда сам грех — недостаток и отдаление от Творца приводит человека к большему желанию вновь прилепиться к своему святому корню и служить Создателю из любви. Так еврей, погрузившийся в материальную работу в будние дни, вновь принимает лик субботы с любовью, томлением и страстным стремлением, подобно сыну царя, вернувшемуся к отцу после разлуки. Как мы объясняли, раскаявшийся из любви раскрывает свет единства Творца, превращает тьму в свет, и его преднамеренные преступления превращаются в заслуги.

Особым выражением такой любви является тосефет шабат — прибавление к субботе, которое еврей принимает на себя в пятницу, до захода солнца. Он сам превращает время буднего дня в субботу, тьму в свет. «Еврей добавляет от будней к святому, и Всевышний соглашается называть это субботой. Выходит, что человек буквально “делает субботу”» (Ор аХаим). Суббота со всеми ее духовными раскрытиями, со светом Единства Всевышнего, изобилующего в ней, становится делом рук человека, возвышающегося к ступени субботы.

«Превратить тьму в свет, и этим возвышается Всевышний в Своей славе».

«Открывающий врата стучащим в раскаянии»

В субботу легче раскаяться и вернуться к Всевышнему. Она относится к тайне «частного владения». Каждый еврей возвращается к своему чистому внутреннему содержанию, которое в своей сути свято, но материальность и погружение в будни закрывают сердце. В субботу светит святое содержание душ Израиля, и они избавляются — в этом мире свободы — от всех «властей Суда» и удостаиваются присоединиться к корню своей души.

Наследие без притеснения (נחלה בלי מצרים)

Без мейцарим — без какой-либо тяготы из конструкции зла. Это конечная цель раскаяния: достичь аннулирования свободы выбора и зла. Это категория мира свободы, освобождения от «закваски в тесте и порабощения царствами» — внутреннего дурного начала и внешнего принуждения к дурному. Остается только внутренняя воля — желание выполнять волю Всевышнего. Эта внутренняя воля святого народа Израиля раскрывается в субботний день.

«Черна я, но прекрасна» (Песнь Песней). «Черна в будние дни, и прекрасна в субботу». В субботу раскрывается внутренняя часть воли: «воля всех воль».

«Каждому, кто хранит субботу, как полагается, даже если служит идолам, как поколение Эноша, — прощают ему»

Следует понять, откуда идет прощение грехов в субботу. Мы находим, что в Йом Кипур сам день искупает. В этот день сияет свет Единства Всевышнего и раскрывается нечто подобное Грядущему миру, в котором все мироздание очищается от зла. В Йом Кипур раскрывается высшее светило, из которого черпают свет все остальные. Он — тайна Грядущего мира, в котором нет еды и питья, и потому в этот день есть заповедь поститься…

Суббота тоже черпает свое внутреннее содержание из того высшего мира, «мира свободы», дня, который весь — суббота. В субботу светит имя Авайе: «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон» (Зоар). В этот день раскрывается воля Всевышнего к совершенному воздаянию блага.

Субботняя одежда

«Одно из проявлений уважения к субботе — надевать чистые одеяния, и не должно буднее платье быть подобным субботнему» (Рамбам).

«Качества характера человека есть его одеяния, как написано: “Во всякое время будут твои одеяния белыми”».

Качество относятся к низшей душе, на которой пребывает Божественная душа. Исправленные качества служат троном для той души, что приходит от Б-га свыше.

***

Вследствие греха Адам потерял достоинство одеяний. После раскаяния — в заслугу света субботы — Творец устроил ему «кожаные одежды». «Это учит нас, что Всевышний сделал ему одежды священника» (Зевахим 88). «Субботние одежды подобны одеянию первосвященника. Одежда священника свята и искупляет подобно жертвоприношениям, и то же относится к субботней одежде» (раби Цадок аКоэн).

Гемара (Шабат 113) учит обязанность смены одежды в субботу из поведения моавитянки Рут, из того хождения к Боазу, которое привело к рождению Давида, «установившего иго тшувы». Мидраш: «И омойся, и умастись маслами, и надень свое платье» (Рут 3:3) — и омойся от грязи идолопоклонства, и умастись заповедями и добрыми делами. «Надень свое платье» — разве она была обнаженной? Но это — перемена субботней одежды. Отсюда сказал раби Ханина: Должно быть у человека два облачения: одно для будней, а другое для субботы».

***

«Когда приходит суббота, должен этот святой народ погружаться в микву, смывая с себя будничное».

Объясняет Сефер аХинух, что окунание в микву намекает на очищение души от всякого греха подобно тому, как вода очищает тело по своей природе. После окунания человек должен почувствовать себя как бы сотворенным только что, подобно тому, как весь мир был покрыт водой, прежде чем появился человек.

Дело в том, что Адам до греха содержал в себе только силы добра. А после греха вошли в него также силы зла и нечистоты. Когда Змей хотел ввести его в грех, он был вынужден прийти извне, а сегодня злое начало, соблазняющее человека, находится внутри него, и человеку кажется, что это он сам хочет и тянется грешить… И потому, ради его же блага, человек был изгнан из Эдена, чтобы мог полностью исправиться, когда зло оторвется от него, когда он пройдет через смерть (Нефеш аХаим).

Миква (купель для ритуального омовения) есть нечто подобное той смерти, что отделяет зло от структуры человека и как бы воскрешает его заново как нового человека. Это подготавливает его для восприятия дополнительной субботней души.

Рамбам в конце законов миквы пишет, что подобно тому, как желающий очиститься очищается после погружения в микву, несмотря на то, что в его теле ничего не изменилось, так желающий очистить свою душу от душевной нечистоты — грешных мыслей и недобрых убеждений, как только решил отойти от них и целиком погрузил себя в «воды разума» — чист…

Вся суббота — категория Осознания (Даат), мир разума души (мохин). И если человек погружается в микву с правильным намерением принять святость субботы, нет больших «вод разума», чем эти.


В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя десятки лет после этого, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам до сих пор остаются бесплодными. Читать дальше

Кто смеется последним? Размышления об арабо-израильском конфликте

Рав Аарон Лупьянский

История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.

Война по-еврейски

Переводчик Виктория Ходосевич

Израильскими солдатами движет не ненависть к врагу, а любовь к своему народу

Олимпийское молчание

Рав Шрага Симмонс

Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.

Два государства для двух народов

р. Ури Калюжный

Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...