Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что общего между лицом невесты и Шавуотом?

«И соблюдайте, и исполняйте (Тору),
ибо она — ваша мудрость и ваше понимание перед глазами народов,
которые услышат все эти повеления и законы и скажут:
однако мудрый и разумеющий этот великий народ» (Дварим 4:6).

Магид из Дубно нередко говорил о небесном происхождении Торы. Так сказал пророк Ирмеяу: «И сказал Г-сподь: они оставили Тору Мою, которую Я даровал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему»[1]. Из этого явственно следует, что Тора — дар с Небес. И наступит время, когда все народы мира это признают. Тора предшествовала сотворению мира, и ее заповеди предназначены для того, чтобы привести человека к гармонии: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир»[2].

И только пока еврей глубоко не постигнет высочайшие ценности Торы, она может казаться ему ярмом, обременяющим шею народа Израиля. Ее начало — испытание, но конец — великое и безграничное наслаждение, помимо невероятной награды — ее сокровенного знания. Изучение завета Всевышнего и возвышенное служение Ему станут освящением имени Б-га. И в этом уже однозначно убедился весь народ Израиля: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе из огня»[3].

Даже если бы никто не знал о Б-жественном Откровении на горе Синай, сама Тора объявляет и провозглашает, что она — дарование с Небес: «Мудрость на просторах будет воспевать, на площадях подаст голос свой»[4]. Первичное понятие нашей веры заключается в том, что человек сотворен только для того, чтобы пройти испытания в нижнем мире, исправить свои недостатки, войти во дворец Царя всего мира для вечной жизни и пребывать в нем в безграничной радости.

Такую притчу о божественной Торе поведал Магид: «Жили на свете король с королевой в счастье и благополучии. Только одно омрачало их радость: у них не было детей. Что только королевская чета не предпринимала, чтобы удостоиться детей! Они обращались к самым лучшим врачам в своем королевстве и за его пределами, посещали колдунов, гадалок и ведьм, но все было безрезультатно. Шли годы, но королева по-прежнему оставалась бездетной…

Однажды король и королева прослышали о славящейся своими чудесами колдунье, которая жила в отдаленной пещере, и решили обратиться к ней за помощью. “У вас родится дочь, она будет умной, красивой, с прекрасным характером”, — сказала колдунья, — “но это произойдет при одном условии: она не должна видеть ни одного мужчины, даже отца, до дня своей свадьбы, иначе ее постигнет смерть!”

Супруги поблагодарили колдунью и вернулись домой. Действительно, вскоре после этого королева почувствовала, что она беременна. Незадолго до родов королева покинула дворец и отправилась жить на уединенный остров для того, чтобы выполнить условие колдуньи. В назначенный срок у короля с королевой родилась дочь, и с годами стало ясно, что все пророчества сбылись. Женщины, которые имели возможность видеть принцессу, восхищались ее красотой, добросердечностью и одаренностью.

Когда принцесса достигла совершеннолетия, отец начал искать для нее подходящего жениха. Но кто согласится жениться на девушке, которую нельзя увидеть до свадьбы?! Принцы один за другим отклоняли предложение короля. Только один принц согласился на ней жениться: “Она из хорошей семьи, король, ее отец, известен своей честностью и добропорядочностью. Я готов жениться, даже не увидев ее!”

Только после свадебной церемонии, когда невеста сняла вуаль, жених смог впервые увидеть ее лицо. Он был поражен ее благородной и нежной красотой, но сказал себе: “Кто знает? Действительно ли она столь особенная девушка как говорил ее отец?” И только по прошествии нескольких месяцев, в течение которых молодой муж каждый день все больше и больше убеждался в неотразимой внешней красоте и внутренней гармонии принцессы, он пришел к ее отцу выразить свою благодарность за то, что тот позволил ему жениться на его дочери».

«То же самое случилось с народом Израиля, — продолжил Магид из Дубно, — Мы получили Тору в праздник Шавуот, но не знали ее содержания. Тогда мы произнесли: “Все, что сказал Г-сподь, исполним и услышим![5] Мы согласились принять Тору и сделать все, что в ней сказано. А теперь, на празднике Симхат Тора, по прошествии нескольких месяцев, поняв, сколь замечательный подарок мы получили от Творца, настало время праздновать и танцевать с Торой!»


[1] Ирмеяу 9:12.

[2] Мишлей 3:17.

[3] Дварим 5:4.

[4] Мишлей 1:20.

[5] Шмот 24:7.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы