Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение цикла лекций


«Вознесите глаза ваши и посмотрите,
Кто сотворил это
Кто выводит по счету их воинство,
всех по имени называет…»
(Йешаяу 40:26)

Магид из Дубно призывал еврейский народ научиться видеть этот мир, как божественное Творение. Всевышний не виден глазу, Он проявля­ется в Своем могуществе и чудесах, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Б-г Израиля, спасающий»[1]. Несмотря на то, что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, являющий нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время, и таким обра­зом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.

В своем последнем увещевании народу Израиля сказал Моше-рабейну: «Тебе дано было видеть, дабы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет другого кроме Него»[2]. Люди поклоняются идолам, сделанным из материала ру­кой мастера, поскольку они видны глазу. Но если человек приблизится к благословенному Б-гу, — Он откроется ему и станет виден не менее от­четливо, чем любой идол и любая сила. Именно это завещал царь Давид своему сыну Шломо: «А ты, Шломо, сын мой, знай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем и желанием души, ибо все сердца испы­тывает Г-сподь и всякое порождение мыслей знает; если будешь искать Его, он предстанет перед тобой, а если оставишь Его, Он покинет тебя навечно»[3].

Сказано о человеке: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[4]. Каждый, кто хоть немного по­стигнет пути божественного управления миром, поймет, что Б-г ода­рил благом все Свои творения, а в особенности — человека, даровав ему ясное мышление. «Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…»'[5], «Так изрек Г-сподь: сын Мой, первенец Мой, Израиль»[6]. Какова же суть человека как божественного творения?

На человека возложено сохранить в себе «божественный образ», из чего проистекает его обязанность постоянно изучать Тору, трудиться над ее постижением «днем и ночью»[7], «ложась и вставая»[8]. И даже если он занят материальными делами, но постоянно сверяет с Торой все свои стремления и, согласно своим возможностям, размышляет о мудрости и мусаре, — это и есть проявление способности «понимать и постигать». Иначе за очень короткое время можно погубить свою душу, ибо ее при­рода чиста и утонченна и ей легко причинить боль.

Так об этом повествует Магид в одной из своих притч: «Некий веро­отступник, который к тому же был злобным насмешником, встретил Магида из Дубно и стал глумливо отрицать веру. “Если ты убедишь меня в существовании Б-га, я признаю тебя великим учителем”, — заявил он мудрецу. “Я расскажу тебе притчу”, — ответил Магид. Однажды купец принес кузнечные мехи, дал их своему работнику и сказал: “Если тебе понадобится раздуть огонь, растягивай мехи, как гармошку, и пламя разгорится”. На следующий день работник пришел к купцу и говорит: “Не работают мехи. Как я ни старался, не разгорается огонь”.

Купец решил разобраться, в чем дело, заглянул в печь, а там — ни искор­ки. Угли давно погасли и остыли. Тогда он сказал работнику: “Как же ты хочешь разжечь огонь, если не осталось ни искры, а без нее не раздуть пламя. Если бы ты попросил горящий уголек у соседа или чиркнул спич­кой, тогда — дело другое”. “Так и с неверующим, который не допускает и мысли о существовании Б-га, — заключил Магид из Дубно, — была бы в тебе хоть искра веры, я помог бы тебе ее раздуть, как раздувают мехами огонь. Но в твоей душе эта искра давно погасла. Поэтому все мои слова будут впустую”».

[1] Йешаяу 45:15.

[2] Дварим 4:35.

[3] Диврей Аямим (I) '8:9.

[4] Теилим 8:6-7.

[5] Дварим 14:1.

[6] Шмот 4:''.

[7] Йеошуа 1:8.

[8] Дварим 6:7.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы