Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что имел в виду пророк Элиягу, когда обвинил евреев в служении двум источникам?

Задумайтесь, братья мои, — существует ли большее богатство, чем это рассуждение? «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, и сойдете с пути, который Я заповедую вам сегодня, следуя за богами чужими, которых вы не знали»[75].

Я поделюсь с тобой размышлениями о благословении, почерпнутыми мною из книги «Ноам Амидот», которые не оставят тебя равнодушным.

Рассказывают, что некий философ был совершенно нищим, и царь дал ему много золота и серебра, чтобы избавить его от страданий бедности. Однако наутро этот мыслитель вернул правителю его дар со словами: «Вот серебро, которое ты дал мне. Возьми, ибо я не желаю его!» На недоумение царя: «Почему ты пренебрегаешь посланным мною даром?» философ ответил: «Господин мой! С того момента, как я пришел в этот мир, и до сего дня я жил в безмятежности и покое, пребывая в защищенной обители, ибо никогда не стремился к богатству и не жаждал наживы. Всю свою жизнь я довольствовался малым, и мне этого было довольно и даже оставалось в избытке. Мой разум всегда был занят исследованием природы, постижением и изучением происходящих в ней явлений, ибо они многообразны. Но вчера, когда я принял твой дар, мои мысли начали тяготить меня, “последовали за суетным и суетой пропитались”[76]. Я стал думать, как мне поступить с этими деньгами: купить ли на них товар с расчетом на будущую прибыль, доверить ли их надежному человеку или приобрести землю, чтобы сдавать ее в аренду и кормить семью? Сон бежал от моих глаз, и мое сердце волновалось, как море, а в голове — волны мыслей, колеблющиеся между различными мнениями. Меня одолели многочисленные заботы, справиться с которыми мне было не по силам, и потому я решил вернуть тебе твои деньги!» И он продолжал жить так же скромно, как прежде.

Ты знаешь, мой дорогой сын, как мне тяжело писать, и все же я не поленился пересказать тебе эту поучительную историю. «И какие теперь могут быть оправдания у теста, если сам пекарь свидетельствует о нем?» Видишь, сын мой, какими пристыженными и опозоренными мы выглядим на фоне этого мыслителя из народов мира! И мне невыносимо больно за собственную плоть и кровь! Мы не замечаем бесчисленных разрушений в человеческом обществе, не осознаем подмены понятий в мире и не ощущаем его тревог. Из-за множества наших грехов мы постоянно мечемся между разными мнениями, и кто знает, идет ли речь только о двух мнениях или, упаси Б-г, их стало уже гораздо больше? Ведь если философ из этой притчи из-за одной ночи испытания почувствовал в себе «колебания между различными мнениями», то что же сказать о человеке, погруженном в суету всю свою жизнь?

И наконец я понял истинный смысл слов пророка Элияу: «Доколе вы будете колебаться между двумя мнениями?»[77] Ведь евреи, упаси Б-г, не служили идолам в самом грубом и примитивном смысле. И я рад, что смог выстроить удивительное рассуждение на приведенный стих Писания.

И вот, сколь органично оно дополняет предыдущее рассуждение «Знай Б-га твоего отца и служи Ему»[78] и каким бесспорным делает наш подход. Ведь это буквально то, о чем мы говорили: «И обрежьте препоны ваших сердец, и не будьте жестоковыйными более»[79], поскольку смятение сознания и есть преткновение, которое мы обязаны преодолеть любыми способами[80].


[75] Дварим 11:26-28.

[76] Ирмеягу 2:5.

[77] Цари (I) 18:21.

[78] Диврей Аямим (I) 28:9.

[79] Дварим 10:16.

[80] Наш учитель (Саба из Кельма) часто повторял: «Храни беспорочность и следи за прямотой, ибо будущее этого человека — мир» (Теилим 37:37). И действительно, мы убедились, что путаница в мыслях связана преимущественно с размышлениями о далеком будущем, когда человек пытается прогнозировать, как ему поступить и что предпринять, чтобы будущее сложилось так, как он рассчитывает. Ведь размышления о происходящем сейчас очень редко влекут за собой путаницу: если все детали у человека перед глазами, он, как правило, знает, как поступить, и размышление о них не ведет к смятению — наоборот, оно делает мысль проницательнее, а дух — тверже». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 11).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


При всем священном отношению к браку иудаизм не знает запрета на развод. Однако, чтобы развестись, должны быть очень веские причины, и, чтобы развод не казался в глазах людей таким уж легким делом, еврейская процедура развода предусматривает выполнение определенных правил, без которых развод считается недействительным. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 145. Законы женитьбы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 356-360

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет возвращать бывшую жену, если она побывала замужем за другим, и др.

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Свадьба

Хаим Донин

Две части, из которых состоит церемония