Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что имел в виду пророк Элиягу, когда обвинил евреев в служении двум источникам?

Задумайтесь, братья мои, — существует ли большее богатство, чем это рассуждение? «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, и сойдете с пути, который Я заповедую вам сегодня, следуя за богами чужими, которых вы не знали»[75].

Я поделюсь с тобой размышлениями о благословении, почерпнутыми мною из книги «Ноам Амидот», которые не оставят тебя равнодушным.

Рассказывают, что некий философ был совершенно нищим, и царь дал ему много золота и серебра, чтобы избавить его от страданий бедности. Однако наутро этот мыслитель вернул правителю его дар со словами: «Вот серебро, которое ты дал мне. Возьми, ибо я не желаю его!» На недоумение царя: «Почему ты пренебрегаешь посланным мною даром?» философ ответил: «Господин мой! С того момента, как я пришел в этот мир, и до сего дня я жил в безмятежности и покое, пребывая в защищенной обители, ибо никогда не стремился к богатству и не жаждал наживы. Всю свою жизнь я довольствовался малым, и мне этого было довольно и даже оставалось в избытке. Мой разум всегда был занят исследованием природы, постижением и изучением происходящих в ней явлений, ибо они многообразны. Но вчера, когда я принял твой дар, мои мысли начали тяготить меня, “последовали за суетным и суетой пропитались”[76]. Я стал думать, как мне поступить с этими деньгами: купить ли на них товар с расчетом на будущую прибыль, доверить ли их надежному человеку или приобрести землю, чтобы сдавать ее в аренду и кормить семью? Сон бежал от моих глаз, и мое сердце волновалось, как море, а в голове — волны мыслей, колеблющиеся между различными мнениями. Меня одолели многочисленные заботы, справиться с которыми мне было не по силам, и потому я решил вернуть тебе твои деньги!» И он продолжал жить так же скромно, как прежде.

Ты знаешь, мой дорогой сын, как мне тяжело писать, и все же я не поленился пересказать тебе эту поучительную историю. «И какие теперь могут быть оправдания у теста, если сам пекарь свидетельствует о нем?» Видишь, сын мой, какими пристыженными и опозоренными мы выглядим на фоне этого мыслителя из народов мира! И мне невыносимо больно за собственную плоть и кровь! Мы не замечаем бесчисленных разрушений в человеческом обществе, не осознаем подмены понятий в мире и не ощущаем его тревог. Из-за множества наших грехов мы постоянно мечемся между разными мнениями, и кто знает, идет ли речь только о двух мнениях или, упаси Б-г, их стало уже гораздо больше? Ведь если философ из этой притчи из-за одной ночи испытания почувствовал в себе «колебания между различными мнениями», то что же сказать о человеке, погруженном в суету всю свою жизнь?

И наконец я понял истинный смысл слов пророка Элияу: «Доколе вы будете колебаться между двумя мнениями?»[77] Ведь евреи, упаси Б-г, не служили идолам в самом грубом и примитивном смысле. И я рад, что смог выстроить удивительное рассуждение на приведенный стих Писания.

И вот, сколь органично оно дополняет предыдущее рассуждение «Знай Б-га твоего отца и служи Ему»[78] и каким бесспорным делает наш подход. Ведь это буквально то, о чем мы говорили: «И обрежьте препоны ваших сердец, и не будьте жестоковыйными более»[79], поскольку смятение сознания и есть преткновение, которое мы обязаны преодолеть любыми способами[80].


[75] Дварим 11:26-28.

[76] Ирмеягу 2:5.

[77] Цари (I) 18:21.

[78] Диврей Аямим (I) 28:9.

[79] Дварим 10:16.

[80] Наш учитель (Саба из Кельма) часто повторял: «Храни беспорочность и следи за прямотой, ибо будущее этого человека — мир» (Теилим 37:37). И действительно, мы убедились, что путаница в мыслях связана преимущественно с размышлениями о далеком будущем, когда человек пытается прогнозировать, как ему поступить и что предпринять, чтобы будущее сложилось так, как он рассчитывает. Ведь размышления о происходящем сейчас очень редко влекут за собой путаницу: если все детали у человека перед глазами, он, как правило, знает, как поступить, и размышление о них не ведет к смятению — наоборот, оно делает мысль проницательнее, а дух — тверже». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 11).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух