Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И возлюби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей»Тора, Дварим 6, 5
«По прошествии двух лет» (Берешит, 41:1) после освобождения начальника виночерпиев и казни начальника пекарей, которым Иосеф безошибочно истолковал сны, его призывают к фараону истолковать сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и семи полных и семи пустых колосьях. Иосеф объясняет, что эти сны — предсказание о семи годах изобилия, за которыми последуют семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле» (Берешит, 41:54), в Египет отовсюду приходят люди купить зерно.

События, которым посвящён праздник Ханука, как вам, конечно, известно, произошли в период греко-сирийского владычества. Евреи находились под властью Селевкидов. Царь государства Селевкидов Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га. Указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание. Непокорным грозила смерть.

С другой стороны, большая часть молодёжи воспитывалась в эллинистическом духе. Появились так называемые эллинизированные евреи, которые шли путями греков. Лидеры еврейской общины, в том числе и многие коаним (священники) были ставленниками греков. Храм был осквернён, служба в нём прекращена. Города и сёла Эрец-Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими «великую» греческую культуру. Они пытались убедить народ в том, что еврейская религия устарела и неминуемо отомрёт. Почтенных евреев, известных своей учёностью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично. Тех, кто отказывался, зверски убивали. В тот период еврейский народ находился на грани духовного уничтожения. Гибель еврейства казалась неминуемой.

И тут неожиданно разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых встал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, — восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной и многократно превосходящей повстанцев численно армией греков. Вся страна была освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нём службу. И тогда произошло чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.

В память об этом чуде мы празднуем Хануку в течение восьми дней, начиная с 25 кислева — в соответствии с определёнными правилами зажигаем ханукальные свечи.

Возникает вопрос: почему мы так подчёркиваем и выделяем чудо с маслом? Как можно сравнивать значение духовного спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)? Разве это сравнимые по масштабу вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже с акцентом на масло. Почему?

Маараль из Праги (рабби Йеуда-Лива бар Бецалель, 1512-1609) объясняет это так: есть скрытые чудеса, а есть открытые. Когда происходят скрытые чудеса, всё как будто идёт обычным путём, но присутствует особая помощь Всевышнего. Победа в войне, когда горстка необученных самоотверженных людей победила греческую армию, неизмеримо превосходившую их числом, оснащённостью, профессионализмом, конечно, была чудом. Но это было скрытое чудо. Бывает же иногда, что горстка отчаянных воинов наносит поражение превосходящим силам противника. Открытым чудом это не было. А вот когда масло, которого должно было хватить на сутки, горит восемь дней, — это чудо открытое.

С чем это можно сравнить? Рассказывают, что один художник создал прекрасную картину, но не подписал её. Картина была выставлена, люди восторгались ею и обсуждали: кем она написана? Выдвигали различные предположения, называли различные имена. Художник решил положить конец этим спорам и поставил свою подпись…

Чудо с маслом как бы «поставило печать» на предыдущие события, показало, что победа Маккавеев в войне с греками — чудо от Б-га.


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Распад над бездной — духовный кризис европейского еврейства перед катастрофой

Рав Александр Красильщиков

Если действительно существует Творец, объявивший евреев избранным народом, назвавший Израиль первенцем, «сыном», и управляющий всем, что происходит в мире, как же могли безнаказанно происходить такие ужасные события в таком невероятном масштабе?

Избранные комментарии к недельной главе Ахарей мот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».

Уроки Знания 4. Ибо все, на Небесах и на земле…

Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»

Смысл мидраша не так просто. Кого любил Яаков?