Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«По прошествии двух лет» (Берешит, 41:1) после освобождения начальника виночерпиев и казни начальника пекарей, которым Иосеф безошибочно истолковал сны, его призывают к фараону истолковать сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и семи полных и семи пустых колосьях. Иосеф объясняет, что эти сны — предсказание о семи годах изобилия, за которыми последуют семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле» (Берешит, 41:54), в Египет отовсюду приходят люди купить зерно.

События, которым посвящён праздник Ханука, как вам, конечно, известно, произошли в период греко-сирийского владычества. Евреи находились под властью Селевкидов. Царь государства Селевкидов Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га. Указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание. Непокорным грозила смерть.

С другой стороны, большая часть молодёжи воспитывалась в эллинистическом духе. Появились так называемые эллинизированные евреи, которые шли путями греков. Лидеры еврейской общины, в том числе и многие коаним (священники) были ставленниками греков. Храм был осквернён, служба в нём прекращена. Города и сёла Эрец-Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими «великую» греческую культуру. Они пытались убедить народ в том, что еврейская религия устарела и неминуемо отомрёт. Почтенных евреев, известных своей учёностью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично. Тех, кто отказывался, зверски убивали. В тот период еврейский народ находился на грани духовного уничтожения. Гибель еврейства казалась неминуемой.

И тут неожиданно разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых встал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, — восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной и многократно превосходящей повстанцев численно армией греков. Вся страна была освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нём службу. И тогда произошло чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.

В память об этом чуде мы празднуем Хануку в течение восьми дней, начиная с 25 кислева — в соответствии с определёнными правилами зажигаем ханукальные свечи.

Возникает вопрос: почему мы так подчёркиваем и выделяем чудо с маслом? Как можно сравнивать значение духовного спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)? Разве это сравнимые по масштабу вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже с акцентом на масло. Почему?

Маараль из Праги (рабби Йеуда-Лива бар Бецалель, 1512-1609) объясняет это так: есть скрытые чудеса, а есть открытые. Когда происходят скрытые чудеса, всё как будто идёт обычным путём, но присутствует особая помощь Всевышнего. Победа в войне, когда горстка необученных самоотверженных людей победила греческую армию, неизмеримо превосходившую их числом, оснащённостью, профессионализмом, конечно, была чудом. Но это было скрытое чудо. Бывает же иногда, что горстка отчаянных воинов наносит поражение превосходящим силам противника. Открытым чудом это не было. А вот когда масло, которого должно было хватить на сутки, горит восемь дней, — это чудо открытое.

С чем это можно сравнить? Рассказывают, что один художник создал прекрасную картину, но не подписал её. Картина была выставлена, люди восторгались ею и обсуждали: кем она написана? Выдвигали различные предположения, называли различные имена. Художник решил положить конец этим спорам и поставил свою подпись…

Чудо с маслом как бы «поставило печать» на предыдущие события, показало, что победа Маккавеев в войне с греками — чудо от Б-га.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»