Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свобода выбора есть главное в сотворении человека. А выбор находится в воле.

Соединение человека с Грядущим миром находится в его осознании, воле

Мы учим из слов Рамхаля, что совершенство и Благо есть прилепление к Всевышнему. А их противоположность — недостаток и зло — есть разобщение и отделение от Него. Человек является «обладателем» своего совершенства, он приобретает его своими деяниями. А суть его служения, совершенства и награды — прилепление к Всевышнему, это и есть Грядуший мир.

Мы приобщаем к этому сказанное выше (в эссе «Благословение гл.1) о сущности Грядущего мира: это внутренний мир, духовная реальность, истинное бытие человека. “Ибо идет человек в дом своего мира” (Коэлет 11). Мы привели там слова Руах Хаим толкующего мишну: “У всего Израиля есть доля к Грядущему миру”. И не написано там “…в Грядущем мире”, ибо “в Грядущем мире” означало бы, что это некая готовая вещь сама по себе, и тот, кто удостоится заповедями, дают ему долю оттуда. Но сказано “к Грядущему миру”, потому что он создает сейчас этот Грядущий мир своим исполнением заповедей, и он является делом рук самого человека. Ибо заповедь есть суть награды, и свет от нее находится в Ган Эдене уже при жизни человека, а в будущем он раскроется в качестве его награды. И пойми это».

Если так, то необходимо, чтобы в человеке присутствовала сила, которая в состоянии прилеплять его истинную сущность, все его бытие, к внешней для него реальности, полным приобщением, в котором есть бытие истинной жизни, или же, наоборот, отдаляться от нее. Сила, способная переносить сущность человека, отделять и отрывать ее от тела и материальной жизни и прилепить его к Творцу высшей связью. Эта сила и есть даат — знание соединения и разделения. «Так и слова “В Грядущем мире праведники сидят с коронами на голове” означают, что знание (даат), которого они достигли в земном мире и благодаря которому удостоились Грядущего мира, находится с ними, и оно — их корона» (Рамбам, Законы раскаяния 8).

Но свобода выбора есть главное в сотворении человека. А выбор находится в воле. Таким образом, воля есть основная форма выбирающего. И потому — «слово даат употребляется в нашем языке по отношению к воле, желанию». Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Воля — это сила, которая подвигает всю внутреннюю сущность человека выйти и обратиться к внешнему, и объединиться с этой реальностью.

В человеке, чья душа— из высших миров, от Б-га свыше, ее желание и воля — выйти из рамок тела, прилепиться к Творцу и объединиться Ним — с корнем ее бытия. Нет более сильного желания у сотворенных, поскольку в его корне заложена концепция единства. Нет сильнее воли, чем желание объединиться со своим корнем, и нет удовлетворения, подобного тому, что достигается при этом совершенном соединении.


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше