Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Предстояние перед Творцом (каждый день и в моменты беды и нужды) возвращает человека к Б-гу. Эта ситуация обязывает человека, стоящего перед Царем с трепетом и стыдом, раскаиваться в своих злых деяниях и принимать на себя обязательство выправить свои пути.

«И молился Авраам Б-гу». Сказал раби Хама бар раби Ханина: от начала книги и до сих пор не говорилось таким языком. Но после того, как праотец Авраам помолился, — развязался узел (Берешит рабаБерешит раба 52:13). Слово תפילה (молитва) не употребляется в Торе до этого раздела. Что же касается выражения «развязался узел» — по всей видимости, мидраш считает слово תפילה однокоренным с выражением נפתולי אלקים נפתלתי (Берешит 30:8), которое Раши объясняет как происходящее от слова פתלתל (запутанный), а Ункелус переводит как «молитва», — и оба толкования истинны. Ведь Б-г сделал человека прямым, но после греха человека искривилась и спуталась прямота. Молитва же выпрямляет искривленное и распутывает узел. В этом и есть смысл слов נפתולי אלקים: в начале пути Провидения были для меня чем-то запутанным, но через молитву узел развязался, и поэтому она называется тфила, поскольку устраняет פתלתל (запутанность) (Толкование Мааразо на Берешит раба).

Извращение образа человека в мире до прихода Авраама проистекало из того же ощущения отчужденности идолопоклонников по отношению к Творцу. Найдя себе посредников между собой и Всевышним, они отдалились от той самой молитвы, которая приближает человека к Б-гу, и потеряли истинное чувство близости стоящего перед Царем, ощущение и признание Божественного на уровне стояния «в присутствии лица Г-спода». Отсюда и отдаление от раскаяния и исправления человека. Предстояние перед Творцом (каждый день и в моменты беды и нужды) возвращает человека к Б-гу. Эта ситуация обязывает человека, стоящего перед Царем с трепетом и стыдом, раскаиваться в своих злых деяниях и принимать на себя обязательство выправить свои пути. «Главное в молитве — чтобы человек разбил свою гордыню и самовозвеличивание и вернулся к Б-гу от своих злодеяний» (Виленский Гаон, комментарий к Притчам 21:27). Здесь находит свое выражение аспект «суда» в молитве: это суд молящегося над самим собой.

Праотец Авраам, «первый, назвавший Его Господином», был тем, кто выпрямил сердца людей против Лика Всевышнего. Он был основоположником молитвы в народе Израиля.


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух