Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изменение молящегося и его «подготовка», то есть — преумножение мольбы в молитве, приводят к изменению приговора

«И сказала Рахель: נפתולי אלקים נפתלתי — борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя Нафтали» (Берешит 30:8). Слово תפילה однокоренное со словом נפתלי. По мнению Ункелуса, в данном стихе говорится, что Всевышний принял настойчивую молитву Рахели. И по мнению Раши, слово נפתלתי также указывает на то, что она много и упорно молилась Всевышнему о сыне.

Чтобы выйти из-под власти природы и судьбы, чтобы отменить суровый приговор, необходимо упорствовать в молитве и много умолять Всевышнего, как это делал Моше: «И молил Моше [перед] лицом Г-спода, Б-га своего».

Такая молитва, которая изменяет приговор, уподобляется мечу. Праотец Яаков отдал своему сыну Йосефу «…участок, который я забрал у эморейца своим мечом и своим луком» (Берешит 48:22), что Ункелус переводит как «молитвой и (страстной) мольбой». Ункелус называет молитву праведника мечом, поскольку она прорывает высшие и низшие миры, а мольбу — луком (קשת), поскольку молящийся надрывается (מתקשה) в своей мольбе (Гур Арье).

И необходимо надрываться и стараться изо всех сил в молитве, как сказано о молитве Моше: «Учили: раби Элиэзер Великий говорит: Вайехаль Моше — это учит нас, что Моше стоял в молитве перед Всевышним, пока не объял его огонь в костях» (Брахот).

Легко понять, что это относится к любой молитве, поскольку на преумножение мольбы указывает само ее название — тфила. Это понятно и в свете слов Рамбана о том, что суть любой молитвы — изменение природы, акт чуда.

*

Здесь мы ненадолго отвлечемся от объяснения значений слова тфила, чтобы обсудить следующий вопрос.

Молитва в возвратной форме (итпаэль)

Для обозначения молитвы всегда употребляется глагол להתפלל. Он стоит в возвратной грамматической форме (биньяне) התפעל (итпаэль), что указывает на изменение и воздействие, которые происходят с молящимся.

С этой точки зрения мы возвращаемся к вопросу, который задали с самого начала. Его сформулировал еще Маараль: «Если человек заслуживает того, чтобы получить вещь, о которой он молится, почему Всевышний не даст ему ее без молитвы? А если ему не полагается, то даже если будет молиться и просить — неужели из-за молитвы даст ему?»…

Но в свете того, что мы уже объяснили, ответ ясен. Как писал Бааль Икарим: «И подобным же образом (так же, как раскаяние и изменение имени помогают отменить суровый приговор) объясняется, как помогает молитва или добрые дела, чтобы молящийся мог получить изобилие добра или отменить присужденное ему зло. Ведь он изменяется относительно уровня злодейства, на котором находился… И нет смысла спрашивать, как может измениться воля Всевышнего из-за молитвы. Ведь такова была Его воля изначально: суровый приговор будет приведен в исполнение, только если человек останется на том же уровне и с той же подготовкой. Но если изменится подготовка, изменится и приговор» (Рассуждение четвертое, 18).

Изменение молящегося и его «подготовка», то есть — преумножение мольбы в молитве, приводят к изменению приговора. В этом и заключается воля Всевышнего. Таков схематичный ответ на наш вопрос, а теперь мы попытаемся проникнуть глубже.

«Всевышний наделил человека сознанием, чтобы тот вел себя в этом мире рассудительно и разумно, и возложил на человека заботу обо всех его потребностях. Это (наделение сознанием) имеет две основы. Первая — выражение значимости и важности человека, которому даны интеллект и сознание, чтобы управлять собой должным образом. Вторая — взаимная связь человека с миром и процессами в нем, требующаяся ему, чтобы занимать упомянутое выше (характерное) положение человека, профанное и не святое, которое необходимо ему в каждое данное время, согласно порядку Высшего управления.

С одной стороны, это поистине снижение уровня для человека и его сути, но снижение необходимое, приводящее в дальнейшем к подъему, как объяснено в первой части. И хотя это снижение необходимо человеку, требуется, с другой стороны, чтобы оно не было слишком большим. Ибо, чем больше человек запутается в занятиях этого мира, тем больше он отдалится от Высшего света и тем больше погрузится во тьму.

Поэтому Б-г приготовил ему исправление. Оно заключается в том, что прежде человек приблизится и предстанет перед Ним, Благословенным, попросит Его обо всех своих нуждах и “возложит на Него свою ношу”. И это станет универсальным и принципиальным началом каждого старания. И когда он затем займется своими делами, он не запутается и не погрузится в телесность и материальность, поскольку уже признал, что все зависит только от Б-га. И тогда он не опустится слишком низко, ибо будет поддерживаться этим исправлением, которое он предварил спуску» (Рамхаль, Путь Творца 4:5).

Положение человека и всего творения при управлении миром в соответствии с природными законами создает отдаление между ним и Творцом. Всевышний прячет свое Лицо, Он — «Б-г скрывающийся» за ширмой законов природы. А жизнь человека отдаляет его от «Высшего света», как объяснено в вышеприведенных словах Рамхаля. Вот здесь-то и приходит молитва, чтобы изменить человека и тем самым приблизить его к Творцу.

Здесь заключена одна глубокая мысль. Понимание молитвы как способа выйти из-под контроля законов природы — поверхностно. Ровно наоборот! Человек помещен в эту ситуацию, под власть природы, чтобы он молился! Дабы обратился он к Творцу и нашел Его, насколько бы он ни отдалился, будучи под властью этой системы, этого управления. «Ибо любое страдание, которое посылает Всевышний человеку в этом мире, — не про нас будь сказано, — приходит для того, чтобы пробудить его к молитве» (Ресисей лайла).

Когда приходит беда, верующие евреи знают, что Всевышний «жаждет молитв праведников»: потому-то неприятности и приходят,— чтобы они молились Ему. «Толковали мудрецы: почему наши праматери были бездетны? Из-за того, что Всевышний страстно желает молитв праведников» (Шир аШирим раба 2:31). Как пишет Рабейну Бехайе (11:13): «Здесь объясняется, что бездетность была послана нашим праматерям только ради молитвы, и когда они молились об этом, изменилась их природа» (.

И в этом корень силы Израиля, «Твоего народа, в котором— все праведники»: встать и молиться об изменении законов природы, требовать чуда, в соответствии со словам Рамбана выше.

Еще большее понимание данного вопроса откроется догадливому читателю после того, как мы объясним дополнительные четыре значения слова тфила (молитва).


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше