Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сущность осознания заключается в превращении абстрактной мудрости в повседневную реальность

Даат (осознание)

«И тогда после бины (понимания) человек придет к знанию (даат), когда он знает ясным познанием, подобно знанию воспринимаемого органами чувств или знанию врожденных, самоочевидных идей. И человеку, достигшему этого уровня, явится дух Б-га, чтобы дать ему познать знание святых, то есть истины о Б-жественных тайнах сотворения мира, Колесницы, тайны творения, управления и связи между мирами» (Мальбим).

Даат — «дух святости» (Раши). Восприятие, которое превращает мудрость и понимание (хохму и бину) в жизненную реальность, подобную врожденным идеям. Соединение системы абстрактных духовных идей к самой жизненной реальности во всех ее аспектах. Присоединение системы идей к самому человеку. Восприятие мудрости и понимания превращается в обязывающую жизненную реальность. Она обязывает исполнять ее указания. Обязывает всего человека во всех аспектах его качества и действия. Обязывает все мироздание. Поскольку она является формой истинной реальности.

Дух святости: ясное восприятие и постижение, почти на уровне органов чувств, подобно пророчеству. Это максимальное совершенство человека, присоединение сути его жизни к системе идей так, что постижения его разума превращаются в жизненную реальность. Дух святости — это высшее и возвышающее постижение, исходящее изнутри самого мудреца, понимающего вещи самостоятельно посредством своего знания и разума.

Даат — дух святости

«И сказал рав Ами: Велико знание (даат), которое дано между двух Имен, как сказано: “Ибо Б-г знаний Г-сподь”».

«Сказал раби Элазар: Велико Святилище, которое дано между двух Имен, как сказано: “На месте, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, в святилище, Владыка, что устроили руки Твои”».

«И сказал раби Элазар: Каждый человек, у которого есть знание, — как будто в его дни построен Храм: знание дано между двух Имен, и Святилище дано между двух Имен».

Известно, что осознание (даат) это высшее из трех качеств хохма, бина, даат. Раши определяет его как дух святости. Сказано, что знание и Святилище даны между двумя Именами, поскольку умение сочетать Имена есть само знание и дух святости. Это же сказано и о Бецалеле, строивший Святилище, умея «сочетать буквы, которыми сотворены небо и земля».

Два имени, которые стоят справа и слева от слов «знание» и «святилище», соответствуют качествам Рахамим (милосердие) и Гвура (мощь). А тот, кто «умеет сочетать их» — сочетает буквы, которыми сотворены небо и земля, милосердие и суд, как сказано: «В день, когда сотворил Г-сподь [указывает на милосердие] Б-г [указывает на суд] небо и землю» (Маарша).

Мы предлагаем читателю еще раз вернуться к эссе «Благословение», к главам, где разбирается вопрос «Благословение есть совершенство мироздания». Там объясняется суть Храма — соединение между высшими и нижними мирами. И в этом же заключается совершенство человека, который соединяет в себе духовные и материальные миры. «Толковал Бар Капара: Велики деяния праведников больше, чем создание неба и земли! Ведь о создании неба и земли написано: “И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса” (одна рука), а о деяниях рук праведников написано: “На месте, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, в святилище, Владыка, что устроили Твои руки” (две руки) (Ктубот 5)».

Нефеш аХаим спрашивает, почему Гемара приводит доказательство деяний праведников из устройства Храма? Дело в том, что праведники посредством своих деяний желанны перед Всевышним, и они сами являются Святилищем Всевышнего.

Сущность и цель человека — соединять высшие и нижние миры силой своего разума и знания (даат). Это — «знание святых», «дух святости». Как в Храме, который соединяет высшие и нижние миры и обладает способностью привлекать изобилие духовного и материального благословения в нижние миры, — таково же и свойство качества даат. «Сказал раби Элазар: каждый человек, у которого есть разум (даат), в конце концов, разбогатеет, как написано (Притчи 24): “Знанием комнаты наполнятся, всякое богатство дорогое и приятное”». Богатство во всех смыслах слова.

***

Об этом и говорили мудрецы, что понятие «нищий» всегда относится к нищему духом, бедному разумом. «На западе сказали: если это в нем — все в нем, если этого нет в нем — что в нем? Это приобрел — чего недостает? Этого не приобрел — что приобрел?»

Знание, разум (даат) — это основная форма человека. О ней сказано: «сделаем человека по образу нашему, по подобию нашему». Человек называется человеком по его разуму и знанию.


Отношения с людьми в иудаизме определяются основным правилом — любви к ближнему. Законы, регламентирующие отношения между людьми, настолько важны, что предшествуют всем другим законам Читать дальше

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Как одолеть гнев 5. Советы по борьбе с гневом

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Гнев изгоняет из человека душу, и тот, кто возвышался над всем творением, попадает под власть самых низких сил.