Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
“Суть даат— знание интеллектуальных аналитических вещей, подобно знанию ощущаемого органами чувств.

Знание святых

Соединение и различение

Общеизвестно, что в качестве даат находится сила соединения и различения. Соединение: «…и Адам познал Хаву, жену свою». Различение: «Если нет знания — откуда различение?» (Йерушалми, Брахот 5). «Знание противоположностей есть одно» (Маараль). Полное соединение между двумя объектами возможно только при их отделении и различении от всех других объектов реальности. Только так они могут соединиться и объединиться вместе. Это соединение правильного знания. «И знание святых познаю» (Притчи 30:3).

В понятии «знание святых» заложена эта концепция. Святой — суть выделенный, отделенный от будничного. Сущность святын — выделенность для Всевышнего. Такова и суть освящения (кидушин) женщины мужчиной. Женщина становится запрещенной для всего света, подобно посвященным Храму предметам. «Ты посвящена мне» — и запрещена для всего мира. Отношения между народом Израиля и его Другом уподоблены обряду освящения, как мы читаем в Песне Песней, и из этой аллегории мы понимаем и учим то, что возможно постичь.

«Знание святых» — максимальное совершенство человека

Данная тема, в общих чертах, была объяснена в конце предыдущей главы. Но здесь мы добавим еще несколько слов.

«Суть святости — двойная. Начало ее — служение, а конец — воздаяние. Начало ее — старание, а завершение — дар, а именно: сначала человек освящает себя, а потом освящают его. Об этом и сказали мудрецы (Йома 39): “Человек освящает себя мало — освящают его много, снизу — освящают его свыше”.

Старание заключается в том, чтобы человек был полностью отделен и оторван от материальности, и постоянно, во всякий момент, прилеплялся к Б-гу. Из-за этого пророки назывались “ангелами”. Как сказано об Аароне: “Ибо уста священника будут хранить знание, и Тору будут искать из его уст, ибо он — ангел Г-спода воинств”. И даже когда они занимались материальными действиями, необходимыми для поддержания тела, их душа не отходила от приобщения к Всевышнему».

Но поскольку невозможно человеку поместить себя в такое состояние, ибо это выше его, ведь он, в конце концов, материален, плоть и кровь, поэтому я сказал, что завершение святости — дар. Потому что в силах человека стараться преследовать истинное знание и постоянное учиться святости на деле, но в конце Всевышний поведет его по пути, по которому он хочет идти, и осенит его своей святостью и освятит его» (Рамхаль Путь праведников 26).

Тот, кто совершенен в своем осознании (даат), отделен и оторван от всех материальных и телесных вещей, и «постоянно, во всякий момент, прилепляется к Б-гу», тот — совершенный мудрец Торы, удостаивающийся духа святости и пророчества мудрецов: «С тех пор как был разрушен Храм, хотя у пророков отобрано пророчество, у мудрецов оно не отобрано… Отобрано у пророков в видениях и образах, но пророчество мудрецов, которое постигается мудростью, не отобрано, но они познают истину духом святости внутри их» (Рамбан).

В этом — цель и максимум совершенства человека: «С помощью Всевышнего, его душа укрепится и победит тело, и приблизится к святости Всевышнего, и в ней станет совершенной. И он поднимется к более высокой ступени — к пророчеству. Его знания достигнут такого уровня, что он превзойдет свою человеческую натуру. Его стремление может достичь такой высокой степени, что ему передадут ключ оживления мертвых, как передали Элияу и Элише. Это есть показатель высокого стремления к Всевышнему. Ибо Всевышний есть источник жизни, и Он дает жизнь всему живущему, как сказали мудрецы (Таанит 2): “Три ключа не были даны посланцу — ключ дождей, ключ роженицы и ключ оживления мертвых”. Приблизившийся к Всевышнему сможет притянуть от Него даже саму жизнь, что принадлежит Ему в наибольшей мере, как я и написал. В этом и заключается завершение барайты: “Освящение приводит к пророчеству, а пророчество приводит к воскрешению мертвых” (Рамхаль, там же).

***

Мы уразумели: даат объемлет всю форму человека от начала его и до конца. Начиная от “простого разума”, который выводит человека из состояния “животного”, и до совершенства знания святых и духа святости.

Но на каждом уровне “знания святых” — восприятия, соединяющего человека с постижением идей — в нем есть определенный аспект духа святости. Как объясняет нам ученик раби Хаима из Воложина: “Суть даат— знание интеллектуальных аналитических вещей, подобно знанию ощущаемого органами чувств. И поэтому данный термин заимствован и для ощущаемых понятий, как например “…и познал Адам Хаву”. А это может произойти только с помощью Б-жественного воздействия”. Это то вдохновение в человеке, которое соединяет высшие и нижние, небо и землю, идеальное с ощутимым. Это осознание — одно из удивительных деяний “Творящего чудное”: “связывание духовного объекта с материальным”.