Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: Расторопность, РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Благодарность, Самосовершенствование
Средства, которыми приобретается расторопность, такие же, как и для приобретения осторожности и разделяются они соответственно тем же ступеням, как я уже писал выше. Ведь суть этих качеств очень близка, и вся разница между ними только в том, что одно из них [расторопность] относится к повелительным заповедям, а другое [осторожность] — к запретительным. И когда станет ясной для человека истинная ценность заповедей и тяжесть ответственности за их исполнение, тогда, несомненно, сердце его пробудится к [истинному] служению, без лени и расслабленности.
И что же может [сделать человек, чтобы] усилить это пробуждение? Пристально вглядываться в то великое множество добра, которое делает ему Всевышний, всегда, во всякий час! И в те великие чудеса, которые творит Он ради человека с момента рождения и до последнего дня его жизни! Чем больше человек будет всматриваться и вдумываться во все это, тем сильнее почувствует себя обязанным по отношению к Милосердному, несущему ему добро. И будет это средством от лени и расслабленности в служении. Ведь раз уж не может человек расплатиться с Ним за Его добро, так, по крайней мере, пусть благодарит Его и исполняет Его заповеди.
Ведь нет человека, в каком бы состоянии он ни находился, бедный или богатый, здоровый или больной, который не увидел бы множество добра и чудес в своем положении. Богатый и здоровый уже обязан Ему, благословен Он, за свое богатство и здоровье. Бедный обязан Ему за то, что даже в бедности его находит ему Создатель пропитание чудесным и непостижимым образом и не оставляет умирать от голода. Больной — за то, что Он поддерживает его под гнетом болезни и не позволяет уйти в небытие. И так всегда, и не встретишь человека, у которого не было бы причин быть обязанным Создавшему его. И когда он обратит свой взгляд на добро, которое получает от Всевышнего, то, несомненно, пробудится и поторопится служить Ему, как я писал выше, — и тем более, если вдумается, что все добро в руках Его, благословен Он. Все, в чем нуждается человек, все, что ему необходимо, — от Творца и ни от кого-то другого. И тогда, [осознавая все это], конечно же, не станет он лениться в служении своему Творцу и не будет ему недостатка во всем, в чем он нуждается.
Нетрудно видеть, что здесь я объединил три ступени, которые выделил, говоря о качестве «осторожности», потому что с этой точки зрения нет между ними разницы. И можно сказать, что у людей с совершенным разумом побуждение к действию возникает из осознания ими своей обязанности и великой ценности самих действий [исполнения заповедей] и их важности. У людей, находящихся на более низкой ступени, [побуждение к действию возникает] из-за ожиданий, связанных с будущим миром, и почетом, [который они надеются в нем обрести, и также из страха], чтобы не настиг их стыд в день воздаяния, когда они увидят благо, которое могли бы обрести и не обрели. А для множества [простых людей побуждение к действию возникает] из-за [дел] этого мира и их потребностей в нем, как я объяснил выше.
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»