Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Животная душа полностью удовлетворена пребыванием в дреме, насыщается плодами своего воображения и никогда не тяготится бездельем.

Всегда находи занятие для себя или для пользы других творений и ни одного мгновения своей жизни не проведи впустую.

Животная душа полностью удовлетворена пребыванием в дреме, насыщается плодами своего воображения и никогда не тяготится бездельем. Все механизмы ее действия и движения включаются только в результате внешнего воздействия, как уже упоминалось выше[77]. Но мыслящая душа, в которой всегда происходят процессы, приводящие к зарождению мышления, не удовлетворяется пустой праздностью и стремится к осмысленной деятельности и созиданию. Она вкладывает в это все свои силы и желанный ею покой связывает с работой разума. Дела, подходящие для мыслящей души, должны приносить ей награду за ее труды, удовольствие и пользу или, по крайней мере, защитить ее от страдания и ущерба[78].

Выше уже разъяснялось, что существуют наслаждения дурного побуждения и удовольствия доброго начала, соответственно: приниженное и возвышенное[79]. Однако человеку надлежит служить своему Хозяину обоими началами, поэтому он должен посвятить хотя бы немного времени тому, чтобы и свою животную душу направить к служению Творцу. Тем не менее, особые старания необходимо направить на поиск удовольствий для возвышенной души, дабы они усиливались день ото дня, что и является целью жизни человека. Не так происходит с нечестивцами, которые постоянно, с каждым днем утрачивают свою долю в возвышенной жизни и все больше приближаются к смерти, как мы уже об этом говорили[80].

Однако не только беспрерывное безделье приводит к потере разума и неотвратимой гибели, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Человек умирает не иначе, как от безделья»[81]. Даже самое непродолжительное время, проведенное в удовольствиях, желанных для дурного побуждения и физических наслаждениях, приводит к опустошению. Так человек откармливает «гигантского слона» и постепенно начинает прислуживать ему. И всякий, кого пересилило злое начало, укоренив в нем склонность к безделью и лени, должен изменить себя обретением качества расторопности.


[77] См. предисловие к 13 главам. — Примечание редактора.

[78] «Все великие мудрецы и праведники, которые столь настойчиво рекомендовали изучать мудрость трепета перед Всевышним и Мусар, относились к прежним поколениям Знания Б-га, Торы и трепета. В те времена почти весь народ Израиля, от мала до велика, обладал совершенной верой. Их души были верны Г-споду, и все их мышление было посвящено только одному: постижению Творца. Поэтому знание Б-жественного Учения и служение в те времена находились на высочайшем уровне; мудрецы Торы и трепета перед Всевышним повсеместно почитались, восхвалялись и прославлялись в нашем народе. В те времена не завидовали ни бездельникам, ни грешникам, а стремились лишь к “трепету перед Г-сподом весь день” (Мишлей 23:17)». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).

[79] «С какой же силой дурное побуждение воздействует на разум человека, делая его столь ограниченным, заставляя жить в мире, полном великого Б-жественного Провидения, и при этом ничего не замечать. Разве не страшно наблюдать такую силу и влияние дурного побуждения на разум человека? В комментарии Раши я видел, что он объясняет слова из книги Коэлет “царь малолетний и глупый” таким образом: “Подобно тому, как всякий специалист именуется по названию своего ремесла, так и этот царь, то есть дурное побуждение человека, называется “глупым” из-за своего ремесла — наделять людей глупостью”». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 32).

[80] «Очевидно, что человек должен быть постоянно готов к сражению и с физическими влечениями, и с дурным побуждением души. Но чем же он сможет остановить бурю страстей, постоянно бушующую в нем, подобно морскому шторму, угрожающую поглотить его в глубочайшей бездне природных инстинктов и материальных вожделений? Какие средства он может применить в сражении с дурным побуждением — могущественным и грозным царем, которого ничто не может остановить? У злого начала нет ни жены, ни детей, оно не занято заботами о пропитании своей семьи, не обременено ничем преходящим и суетным. Не ленясь и не покладая рук, дурное побуждение только исполняет свой долг и реализует свое предназначение, для чего оно и было сотворено по воле Б-га и наделено всеми необходимыми способностями. Но каким образом человек, слабый, как червячок, с хаотическим мышлением и несовершенным разумом, обремененный заботами и хлопотами, дремлющий в объятиях лени, охваченный низкими страстями, пораженный слепотой и смятением сердца, сможет устоять в сражении против дурного побуждения? Только одно может ему помочь: трепет перед Б-гом и страх перед наказанием. Лишь трепет — надежная твердыня и вознесенная крепость, которая защитит от всех врагов и преследователей. Трепет обладает силой обуздать страсти и дурные намерения сердца, не позволяя им вырваться на волю, чтобы рушить и уничтожать, и укрепить руки, дабы успокоить бушующие страсти и в сражении с ними привести человека к победе». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).

[81] Авот Дерабби Натан, гл. 11.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


В этой теме мы обсуждаем все вопросы, связанные с такими понятиями, как еврей и евреи: кто такие евреи и откуда они взялись? Кого считать евреем? Является ли еврейская самоидентификация ключевой в этом вопросе или нет? Что значит быть евреем? Читать дальше

Пламя не спалит тебя. Еврейский народ в двухтысячелетнем галуте

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Еврейская Тора и христианские миссионеры 4. Экуменизм и диалог. Прецедент 1263 года

Бирел Уэйн,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»

В последнее время те или иные еврейские организации участвуют в «межрелигиозном» диалоге с христианами. Эта практика не нова — в эпоху Средневековья периодически проводились диспуты с целью обратить евреев в свою веру. Эпоха другая, но цели остались прежними.

Елка для президента

Переводчик Виктория Ходосевич

О том, как еврейская семья, вернувшись из отпуска, обнаружила в своем доме украшенную к Рождеству елку.

О евреях

Максим Горький

Воспроизведено по книге: «М.Горький О евреяхъ» Издание Петроградского Советa Рабочихъ и КрасноармейскихъДепутатовъ 1919 г.

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Яир Нетаниягу и смешанные браки

Переводчик Виктория Ходосевич

Горько, но факт: светские евреи вне Израиля через одно или два поколения окончательно ассимилируются и просто исчезнут.

Скандал вокруг рукопожатий

Переводчик Виктория Ходосевич

Закон, запрещающий физический контакт между мужчиной и женщиной, защищает женщину от сексуальных домогательств.