Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все любящие чисто разумное должны всегда проникаться учением наших мудрецов»Рашбам на Берейшит 37, 2
Спрашивают и толкуют о законах Песаха за тридцать дней до Песаха

В Псахим (6а) говорится: «Спрашивают и толкуют о законах Песаха за тридцать дней до Песаха, поскольку Моше в первый Песах предупреждал о втором Песахе». [стр. 14] На это можно возразить из Псахим (85 а): «Когда он говорит о втором Песахе: “И кость не ломайте у него”… это включает и кости, в которых есть мозг, и такие, в которых нет». Получается, Моше для того и должен был предупреждать о втором Песахе, чтобы мы знали о костях, в которых есть мозг. Ответить на это можно так. Гемара говорит там: «Не удивляйся, поскольку приходит повеление и отталкивает запрет». А в Песах, когда Моше излагал этот закон, еще не было известно, что повеление отталкивает запрет. В Евамот этот принцип выучивают из законов килаим (смесях) в цицит, а об этом говорилось лишь при повторении Торы, в книге Дварим, которая еще не была дана. Поэтому у Моше не было необходимости говорить о втором Песахе ради того, чтобы сказать о кости, в которой есть мозг, поскольку никто и так не знал, что повеление отталкивает запрет.


В иудаизме существует особое понятие «Дерех эрец» (буквально означает «путь [людей] страны», «мирской обычай», то, что принято в обществе) — совокупность норм поведения, продиктованных человеческим разумом, которые служат благу человечества и нормальному функционированию общества. Именно такое поведение мы называем правильным еврейским поведением, которого и следует придерживаться с точки зрения иудаизма Читать дальше