Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл слова «человек»

В комментарии Тосафот к трактату Сангедрин (59а) со слов «но человек» есть затруднение. Разрешить эту трудность можно так: в большинстве случаев, если написано «человек», имеются в виду и идолопоклонники, поскольку не сказано «коѓены, левиты и (обычные) евреи». А в Торат коѓаним (см. Ялкут, начало Ваикра) говорится, что во фразе «человек, когда принесет в жертву» слово «человек» имеет в виду и геров. Значит, везде, где написано «человек», нужно считать, что это добавляет геров, а не идолопоклонников. Но в нашем случае так нельзя сказать, потому что приводится в Макот (23б): «Написано: “И соблюдайте законы, которые человек будет исполнять и жить ими”, а рядом: “Каждый человек, к родственникам своим не приближайтесь” — отсюда ты учишь, что каждому, кто не совершает греха, дают награду, словно он выполнил заповедь». Следовательно, фраза «заповеди, которые человек будет исполнять и жить ими» говорит о запрещенных половых связях. Но в этих запретах нельзя сказать, что слово «человек» (а не «коѓены, левиты и евреи») используется, чтобы добавить геров. Ведь в Евамот (22а) сказано, что по закону Торы герам не запрещается вступать в связь ни с кем из родственников, потому что «прошедший гиюр подобен новорожденному». Поэтому и приходится сказать, что в данном случае слово «человек» нужно, чтобы добавить идолопоклонников, — и если они воздерживаются от запрещенных им половых связей, то обретают этим жизнь и подобны первосвященникам.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше