Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Два противоположных значения известного слова

«В то время скажут Яакову и Израилю, что творит Б-г». Об этом сказал праведник, раби Яаков из Краза, благословенна его память, что слово «что» (ма) в святом языке имеет два противоположных значения — крайнее преувеличение и, наоборот, предельное уменьшение. Например, в словах «Как (ма) многочисленны деяния Твои», «Как (ма) велики деяния Твои», «Как (ма) возлюбил я Тору Твою» и т. д. оно указывает на предельное величие. С другой стороны, выражения «а мы что?» (венахну ма), «нет с нами знающего что-либо» описывают умаление и самоустранение. Также и выражение «в то время» (каэт) в святом языке указывает и на будущее время, и на настоящее. «Во время (каэт) роженицы», «в то же время (каэт) завтра» — это будущее, но это же слово применяют и к настоящему. Грешники мира смеются над нами, насмехаются над народом Израиля и его состоянием — евреи измучены и подавлены, и зачем вообще их нужно было создавать? Однако все это в настоящее время, а в будущем будет наоборот, как говорит Писание: «Тогда скажут в народах: великое сделал Б-г с этими…» Поэтому «в то время», то есть в настоящем, скажут Яакову и Израилю, «что сделал Б-г» — состояние малости и ничтожности. Все презирают Яакова и Израиль и говорят, что Б-г ничего хорошего им не сделал. Но «в то время», в будущем, «скажут Яакову и Израилю, что сделал Б-г» — это предельное величие, «как велико то, что сделал Б-г, для Яакова и Израиля».


Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...