Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Указатель терминов

Барайта (арам, «внешняя») — ГАЛАХА (см.), не включенная в МИШНУ (см. Указатель книг); ее название указывает на то, что она осталась вне Мишны.

Батлан (ивр. «бездельник») — см. объяснение мишны 1:6.

Бейт-дин (ивр. «дом суда») — еврейский суд, действующий в строгом соответствии с законами Торы, а также законодательный орган. В последнем значении часто синоним САНГЕНД — РИНА (см.; а также см. предисловие к объяснению мишны 1:1.).

Бейт-мидраш (ивр. «дом учения») — помещение, специально предназначенное для изучения Торы.

Бичевание (ивр. «малькот») — физическое наказание за нарушение определенных запретов Торы; производится по приговору БЕЙТ-ДИНА (см.) специально назначенным им человеком.

Второй маасер — см. МААСЕР.

Галаха (ивр. «направление», «установка») — в узком смысле: предписание, объясняющее способ исполнения заповеди Торы; в широком смысле: вся совокупность законов об исполнении заповедей Торы. (Чтобы отразить это двоякое понимание термина галаха, мы пишем это слово с маленькой буквы, когда употребляем его в узком смысле, и с заглавной — когда употребляем его в широком смысле.)

Галаха, полученная Моше на Синае, — предписание Устной Торы, которое не имеет видимой связи с текстом Письменной Торы и не может быть выведено из него с помощью какого-либо из методов исследования Торы. Подчеркнем, однако, что достоверность такого закона никогда не подвергается сомнению в Устной Торе, так как подлинность его как части устной традиции, идущей от Моше-рабейну, удостоверяется авторитетом ТАЛМУДА (см. Указатель книг).

Гейгином (ивр. «ад») — понятие, обозначающее определенный этап пути души в духовных мирах после смерти человека, где происходит очищение души от скверны, запятнавшей ее вследствие грехов, совершенных этим человеком в материальном мире.

Гениза (ивр. «скрытие с целью сохранения») — специальное помещение (часто в синагоге), в котором складывают священные книги и предметы, которые уже невозможно использовать из-за их ветхости, но которые запрещается выбрасывать по причине их святости.

Гер (ивр. «пришелец») — нееврей, принявший Иудаизм; непременным условием этого является обязательство исполнять все заповеди Торы, обрезание (для мужчин) и совершение погружения в миквэ — специальный ритуальный бассейн.

Гет (ивр. «документ об освобождении») — акт о разводе (см. Дварим, 24:1,3).

Гиматрия (слово греч. происхождения) — сумма числовых значений еврейских букв в слове; метод глубинного исследования Торы, согласно которому слова, ГИМАТРИИ которых равны, имеют между собой внутреннюю связь.

Динар (лат. «денар») — крупная денежная единица эпохи ТАЛМУДА (см. Указатель книг): золотой ДИНАР была равен 24 серебряным.

Идъони — один из способов колдовства, состоящий в вызывании духов (см. 7:7).

Йецер, или йецер-гара (ивр. «дурное влечение») — сила души, влекущая еврея прочь от исполнения воли Всевышнего; дана человеку Творцом ради обеспечения полной свободы выбора поведения.

Йовель (ивр. букв, «бараний рог») — согласно закону Торы, каждый 50-й год еврейского календаря, когда все родовые владения, попавшие в чужие руки, возвращаются к своим первоначальным хозяевам, рабы евреи выходят на свободу и земля не обрабатывается так же, как в год ШМИТА (см.); называется так потому, что о его наступлении возвещал звук бараньего рога (см. также 5:1).

Карет (ивр. «отсечение», «отторжение») — высшая мера духовного наказания за преступление некоторых заповедей Торы, которое осуществляет Всевышний сам.

Кидушин (ивр. «посвящение») — процедура обручения, когда жених посвящает невесту себе в жены. Принято, что он, произнося формулу КИДУШИН, надевает ей на палец кольцо, однако по букве закона Торы достаточно, если он передает ей какую — либо вещь (и даже съестной продукт), лишь бы это имело хотя бы минимальную денежную стоимость — 1 ПРУТА (см.).

Киньян (ивр. «приобретение») — символическое действие, посредством которого устанавливается право владения при купле — продаже; состоит в поднятии или передвижении приобретаемой вещи или предмета, символизирующего его (напр., платка). Совершение КИНЬЯНА означает, что решение о купле-продаже принято окончательно и изменению не подлежит.

Китнийот (ивр.) — собирательное название растительных плодов, не являющихся ни фруктами, ни хлебными злаками, ни овощами (напр., бобовые, греча, рис и т.п.).

Коген (ивр. «священнослужитель») — потомок первого первосвященника, Агарона, брата Моше-рабейну, имеющий исключительное право на служение в Храме. В настоящее время также исполняет ряд специфических, связанных с его саном, заповедей Торы (например, благословляет народ благословением, о котором говорит Тора) и должен быть окружен особым уважением.

Левиратный брак (ивр. «ибум») — заповедь Торы, предписывающая брату еврея, умершего бездетным, жениться на его вдове.

Левит (ивр. «леви») — потомок Леви, сына нашего праотца Яакова, имеющий исключительное право на некоторые виды служения в Храме; в наше время также исполняет некоторые специфические заповеди Торы и должен быть окружен особым уважением.

Лог (ивр.) — мера объема жидкостей и сыпучих тел, ок. 1/2 л.

Локоть (ивр. «ама») — мера длины, ок. 48 см.

Маасер (ивр. «десятина») — часть, которую согласно закону Торы необходимо отделять от плодов, выросших на территории Страны Израиля. ПЕРВЫЙ МААСЕР должен быть отдан ЛЕВИТУ (см.), который при этом обязан отделить от него 1/10 часть («трумат-маасер») и тоже отдать ее КОГЕНУ; ВТОРОЙ МААСЕР, отделенный от той части плодов, которая осталась после отделения ПЕРВОГО МААСЕР А, необходимо доставить в Иерусалим и съесть там в состоянии ритуальной чистоты (в 3 и 6 годы семилетнего цикла этот МААСЕР отдают бедным на месте (не доставляя в Иерусалим), и тогда он называется МААСЕР БЕДНЯКОВ).

Маасер скота — заповедь Торы раз в год отделять десятину от приплода скота (Ваикра 27:32-33), которая затем должна быть принесена в жертву Всевышнему.

Манэ (ивр.) — мера веса ок. 400 г.

Мамзер (ивр.) — еврей, родившийся в результате половой связи мужчины с женщиной, запрещенной ему по закону Торы. МАМЗЕР обязан исполнять все заповеди Торы, но не имеет права жениться на еврейке (однако может взять в жены неев — рейку, перешедшую в иудаизм — «гийорет»).

Мидраш (ивр. «изучение, толкование») — определенный подход в объяснении смысла текста Письменной Торы, базирующийся на Устной Торе.

Мишкан (ивр. «обитель») — переносной Храм, сопровождавший народ Израиля в его пути через пустыню после исхода из Египта (см. Шмот, 25:1-8 и далее до конца книги).

Нета реваи — см. объяснение мишны 1:3.

Ов (ивр.) — один из способов колдовства, состоящий в вызывании духов умерших (см. объяснение мишны 7:7).

Отторгнутый город (ивр. «ир ганидахат») — город в пределах Страны Израиля, жители которого изменили Торе и стали идолопоклонниками. Тора предписывает «великому САНГЕДРИНУ» (см.) организовать военный поход против этого города и стереть его с лица земли (Дварим, 13:13-19; см. объяснение мишны 10:4־ 6).

Первенец скота (ивр. «бхор бегема») — предписание Торы о детенышах чистого скота, родившихся первыми у матери: они святы. Если у них нет ни единого телесного недостатка — их надлежит отдать КОГЕНУ (см.); физический недостаток (такой, который не проходит бесследно) лишает их святости и делает разрешенными для любого использования. Из всего нечистого скота исключением является первенец ослицы: Тора предписывает его выкупать на ягненка (который приобретает тем самым святость первенца), тому же, кто это не делает, Тора предписывает умертвить этого осленка (см. Шмот, 13:12-13).

Первый танай — см. танай.

Посвящение (ивр. «гекдеш») — то, что посвящено Всевышнему и потому запрещено для обычного употребления. ПОСВЯЩЕНИЕ может быть и живым существом, и имуществом — как движимым, так и недвижимым, — и должно быть передано в распоряжение Храма (см. объяснение мишны 1:3).

Прута — самая мелкая из денежных единиц; монета, составляющая 1/24 серебряного ДИНАРА (см.).

Рабан (арам, «наш учитель») — титул духовных глав еврейского народа, (гл. обр. потомков Гилеля-Старшего) в период с I в. до н.э. по Ш в. н.э..

Раби (ивр. «мой учитель») — титул мудреца Торы Страны Израиля в эпоху МИШНЫ и ТАЛМУДА (см. Указатель книг), получившего СМИХУ (см.); позже — титул раввина, получившего СМИХУ.

Рабан (арам, «наш учитель») — титул духовных глав еврейского народа, (гл. обр., потомков Гилеля-Старшего) в период с I в. до н.э. по 1П в. н.э..

Раби (ивр. «мой учитель») — титул мудреца Торы Страны Израиля в эпоху МИШНЫ и ТАЛМУДА (см. Указатель книг), получившего СМИХУ (см.); позже — титул раввина, получившего СМИХУ.

Ритуальная нечистота (ивр. «тумъа») — особое состояние еврея, противоположное святости, когда он не имеет права вступать в соприкосновение со святынями — например, есть ТРУМУ (см.), если он КОГЕН (см.), приходить в Храм и т.п..

Изложению законов о РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЕ посвящена значительная часть книги Торы «Ваикра»; необходимо подчеркнуть, что она не имеет ничего общего с нечистотой физической: ее природа чисто духовного порядка.

Высшая степень РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ — трупная; это состояние возникает от соприкосновения с мертвым телом или даже из-за нахождения вместе с ним в одном помещении. Процесс очищения от нее длится семь дней, и непременным условием для него является наличие пепла рыжей телицы (см. Бе — мидбар, 19).

Сангедрин — см. введение в объяснение мишны 1 главы 1 этого трактата.

Свидетели опровержения (ивр. «эйдим зоммим» — доел. «свидетели [выявляющие] злонамеренность») — свидетели, опровергающие показания предыдущих свидетелей, заявляя: «В самое время преступления вы были с нами в другом — таком-то — месте» (см. объяснение мишн 11:1,6).

Скила (ивр. «убиение камнем») — самый тяжелый из видов казни, предусматриваемых Торой (см. гл. 6 настоящего трактата).

Смиха (ивр. дословно «опирание») — см. объяснение мишны 1:3.

Сота (ивр. «уклонившаяся с пути») — женщина, своим легкомысленным поведением вызывавшая ревность своего мужа, который, однако, не имеет доказательств ее измены. Согласно Торе, в те времена, когда существовал Храм, такую женщину можно было подвернуть испытанию, в результате которого выяснялось, изменила она своему мужу или нет (см. Бемидбар, 5:11-31).

Танай — правильнее тана (арам, «повторяющий, сообщающий») — мудрец Торы, принявший участие в разработке и систематизации Устной Торы (см. ТОРА в Указателе названий книг).

Завершение эпохи ТАНАЕВ — создание кодекса МИШНЫ (см. Указатель названий книг) в III в.н.э..

Тартемар — мера веса, равная 8 ДИНАРАМ (см.).

Трума (ивр. «возношение») — часть урожая Земли Израиля, которую Тора предписывает отделять и отдавать КОГЕНУ (см.): так называемую «большую труму» — хозяину урожая, «трумат — маасер» (ивр. возношение от десятины) — ЛЕВИТУ (см.) от полученного им МААСЕРА (см.). ТРУМА является святыней, есть ее разрешается только КОГЕНУ в состоянии ритуальной чистоты.

Тфилин (ивр. «молитвенные принадлежности») — черные кожаные коробочки, внутри которых находятся маленькие свитки пергамента с написанными на них теми отрывками из Торы, в которых упоминается заповедь о ТФИЛИН. Евреи повязывают их на руку и голову во время молитвы.

Тхум шабат (ивр. доел, «субботняя территория») — территория вокруг населенного пункта, по которой разрешается ходить в субботу, не нарушая заповеди о субботнем покое; граница этой территории отстоит от населенного пункта на расстоянии 2000 ЛОКТЕЙ (см.).

Тшува (ивр. «возвращение») — возвращение грешника к Б-гу, то есть к тщательному исполнению Его заповедей. Тшува включается в себя три момента: раскаяние в совершенном грехе, устное признание в нем и молитву о прощении, принятие твердого решения никогда более его не повторять.

Ученик мудреца (ивр. «талмид-хахам») — еврей, посвятивший свою жизнь изучению Торы и достигший в этом значительных успехов.

Халица (ивр. доел, «раздевание») — церемония отказа от леви — ратного брака (см.), предписанная Торой в тех случаях, кjulf деверь не хочет жениться на сестре своего брата,

Хатат (ивр. «очистительная жертва») — жертвоприношение, которое совершает человек, нарушивший запрет Торы нечаянно или по ошибке, для искупления своего проступка.

Херем (ивр. «заклятие») — 1. накладываемый БЕЙТ-ДИНОМ (см.) запрет входить в какие бы то ни было отношения с определенным человеком с целью побудить его к раскаянию в совершенных грехах; 2. запрет использовать определенный предмет в каких бы то ни было личных целях; 3. то же, что посвящение (см.) — но отдаваемое КОГЕНУ (см.).

Хол-гамоэд (ивр. «праздничные будни») — дни между первым и последним днями праздников Песах и Сукот, когда частично разрешена работа.

Хупа (ивр. «балдахин») — в эпоху Мишны временное помещение, в котором живут новобрачные первые 7 дней после свадьбы («7 дней пира») и где они принимают гостей, пришедших принять участие в их празднике; в настоящее время — балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания.

Цадоки — ед. ч. от ЦАДОКИМ (см.).

Цадоким (ивр. мн.ч. от имени собственного «Цадок»; «саддукеи» в рус. традиции) — секта, проявившая себя особенно ярко в эпоху Второго храма; название ее происходит от имени человека, основавшего ее. Ее отличительная особенность — категорическое неприятие Устной Торы и принятие лишь буквального смысла текста Священного писания.

Наследниками цадоким в наше время являются караимы (которые, впрочем, уже не евреи).

Цдака (ивр. «справедливость») — заповедь Торы оказывать бескорыстную помощь (деньгами, действиями, духовным влиянием) другим евреям; название наиболее часто оказываемой помощи (см. также объяснение мишны 1:6 настоящего трактата).

Шмита (ивр. «отмена») — последний год семилетнего цикла, когда по закону Торы должны быть прекращены всякие сельскохозяйственные работы (см. Ваикра 25:3-7) и прощены все долги (см. Дварим 15:1-2); также название всего семилетнего цикла.

Хатат (ивр. «очистительная жертва») — жертвоприношение, которое совершает человек, нарушивший запрет Торы нечаянно или по ошибке, для искупления своего проступка.

Херем (ивр. «заклятие») — 1. накладываемый БЕЙТ-ДИНОМ (см.) запрет входить в какие бы то ни было отношения с определенным человеком с целью побудить его к раскаянию в совершенных грехах; 2. запрет использовать определенный предмет в каких бы то ни было личных целях; 3. то же, что посвящение (см.) — но отдаваемое КОГЕНУ (см.).

Хол-гамоэд (ивр. «праздничные будни») — дни между первым и последним днями праздников Песах и Сукот, когда частично разрешена работа.

Хупа (ивр. «балдахин») — в эпоху Мишны временное помещение, в котором живут новобрачные первые 7 дней после свадьбы («7 дней пира») и где они принимают гостей, пришедших принять участие в их празднике; в настоящее время — балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания.

Цадоки — ед. ч. от ЦАДОКИМ (см.).

Цадоким (ивр. мн.ч. от имени собственного «Цадок»; «саддукеи» в рус. традиции) — секта, проявившая себя особенно ярко в эпоху Второго храма; название ее происходит от имени человека, основавшего ее. Ее отличительная особенность — категорическое неприятие Устной Торы и принятие лишь буквального смысла текста Священного писания.

Наследниками цадоким в наше время являются караимы (которые, впрочем, уже не евреи).

Цдака (ивр. «справедливость») — заповедь Торы оказывать бескорыстную помощь (деньгами, действиями, духовным влиянием) другим евреям; название наиболее часто оказываемой помощи (см. также объяснение мишны 1:6 настоящего трактата).

Шмита (ивр. «отмена») — последний год семилетнего цикла, когда по закону Торы должны быть прекращены всякие сельскохозяйственные работы (см. Ваикра 25:3-7) и прощены все долги (см. Дварим 15:1-2); также название всего семилетнего цикла.

Указатель книг

Арух (ивр. «Словарь») — самый первый по времени словарь терминов Талмуда и Мидраша. Его автор — раби Натан бен Йехиэль из Рима (1035-1110?) — глава йешивы, талмудист и лексикограф. Этот фундаментальный труд сохранил свое выдающееся значение и сегодня.

Галахот гдолот (ивр. «Большие законы Торы») — труд, представляющий собой резюме галахической части ТАЛМУДА (см.), один из первых подобного рода. Его автор — р. Шимон Каяра (IX в.), живший в Двуречье.

Гемара (арам, «завершение учения») — см. ТАЛМУД.

Кесеф мишнэ (ивр. «двойное серебро») — комментарий рабейну Йосефа Каро (1488-1575), одного из величайших авторитетов ГАЛАХИ (см.), к труду РАМБАМА (см.) «Мишнэ-Тора», в котором вскрываются источники постановлений Рамбама и, в частности, даются ответы на «Примечания-возражения» РААВАДА (см.).

Лехем мишнэ (ивр. «двойной хлеб») — комментарий к труду РАМБАМА (см.) «МИШНЭ-ТОРА» (см.), созданный одним из выдающихся раввинов г. Салоники р. Аврагамом ди Ботоном (1545—1588).

Мидраш — см. МИДРАШ в Указателе терминов.

Сборники, зафиксировавшие мидраши, бытовавшие до тех пор лишь в устной традиции, составлены в период времени от эпохи Мишны (П-Ш вв. н.э. до X в.). Чаще всего под названием «Мидраш» подразумевают сборник «Мидраш Раба», созданный в Стране Израиля в II или III в.н.э..

Мишна (ивр. «повторение») — в широком смысле часть Устной Торы, кодекс законов Торы (см. ГАЛАХА), записанный в Ш в.н.э. по инициативе и под руководством р. Иегуды Ганаси, тогдашнего духовного руководителя народа Израиля. Мишна (в широком смысле слова, с заглавной буквы в нашем переводе) состоит из шести отделов, которые образованы рядом трактатов, делящихся на главы, которые, в свою очередь, разделяются на более мелкие части. Каждая из них представляет собой изложение одного или нескольких законов, связанных общей темой. Это — мишна в узком смысле слова (с маленькой буквы в нашем переводе).

Мишнэ-Тора (ивр. «Повторение Торы»), или Яд Гахака (ивр. «Сильная рука») — фундаментальный галахический труд рабейну Моше бен Маймона (см. РАМБАМ), охватывающий всю Устную Тору.

Пней-Моше (ивр. «Лик Моше») — сборник ответов на галахические запросы одного из выдающихся раввинов Стамбула, р. Моше Бенвенеста (1606-1677).

Талмуд (ивр. «Учение») — свод Устной Торы. Состоит из МИШНЫ (см.), излагающей ГАЛАХУ (см.), и Гемары — обширного комментария к Мишне, исследующего, в частности, ее происхождение из текста Письменной Торы. Имеются два варианта Талмуда: Талмуд Йерушалми («Иерусалимский»), созданный в Стране Израиля в IV в.н.э., Талмуд Бавли («Вавилонский») — в Двуречье в VI в.н.э..

Танах — еврейское название Письменной Торы (см. ТОРА), являющееся аббревиатурой названий трех ее основных частей: собственно ТОРА (или Пятикнижие), НЕВИИМ (Пророки) и КТУВИМ (Писания).

Тифъэрет-Исраэль (ивр. «Краса Израиля») — выдающийся комментарий к Мишне, созданный раби Исраэлем Лифшицем (1782—1860), одним из виднейших раввинов Германии. В нем, в частности, заново объясняются трудные для понимания слова Мишны и разъясняется ГАЛАХА (см.).

Тора (ивр. «Учение», «Указание») — в широком смысле слова откровение, дарованное Всевышним народу Израиля. Оно имеет два аспекта: Письменная Тора и Устная Тора, до Н-Ш в.н.э. передававшаяся из поколения в поколение только в устной традиции. В узком смысле слова ТОРА — это Пятикнижие, записанное Моше-рабейну по указаниям Всевышнего и являющееся основой всей ТОРЫ в широком смысле — и Письменной, и Устной.

Тора тмима (ивр. «Совершенная Тора») — комментарий к Пятикнижию, созданный р. Барухом Эпштейном-Галеви, выдающимся российским ученым-талмудистом (1860-1942). Комментарий построен как компиляция цитат из источников Устной Торы, объясняющая текст Пятикнижия последовательно, стих за стихом; в свою очередь эти цитаты снабжены блестящим комментарием, демонстрирующим глубочайшее проникновение в смысл ТАЛМУДА (см.)

Тосафот (ивр. «Дополнения») — комментарии к Талмуду Бавли (см. ТАЛМУД), дополняющие ранее созданный комментарий РАШИ (см.); созданы в ХП-Х1У в.в. в странах Западной Европы.

Тосафот раби Аки вы Эйгера — комментарии к Талмуду Бавли (см. ТАЛМУД), принадлежащие р.А.Эйгеру (1761-1837) — раввину и главе йешивы г. Познань (совр. Польша), одному из крупнейших авторитетов ГАЛАХИ (см.) последнего времени.

Тосфот-Йомтов (ивр. «Дополнения Йомтова») — комментарий к Мишне, дополняющий комментарий БАРТАНУРЫ (см.). Создан р. Йомтовом-Липманом Геллером (1579-1654) — выдающимся талмудистом, кабалистом и поэтом, возглавлявшим ряд еврейских общин Восточной Европы (в частности, Праги и Кракова) в тяжелейшие времена Тридцатилетней войны и хмельницщины.

Хидушей-Рашаш — см. РАШАШ в Указателе имен.

Шинуй нусхаот (ивр. «Изменение вариантов текста») — добавления, набранные из различных источников, сделанные в наиболее полном издании Мишны, осуществленном в г. Вильно в типографии вдовы и братьев Ромм в 1905 г.

Яд рама (ивр. «Высоко [поднятая] рука») — комментарий к трактату ТАЛМУДА (см.) «Сангедрин», созданный р. Меиром АБУЛАФИЕЙ (см. в Указателе имен).

Указатель имен

Абулафия, р. Меир бен Тордос Галеви (1170-1244) — один из величайших испанских авторитетов ГАЛАХИ (см.); раввин г. Толедо, «наси» (духовный вождь народа) и глава йешивы, кабалист, мыслитель и поэт.

Бартанура (правильнее БЕРТИНОРО), р. Овадья (14507-1516?) — автор самого распространенного комментария к Мишне (наподобие комментария РАШИ (см.) к Торе). Уроженец Италии, с 1488 г. — раввин г. Иерусалима, сделавший очень много для поднятия духовного уровня еврейской общины.

Гамеири р. Менахем бен Шломо (1249-1316) — один из величайших мудрецов Прованса. Комментатор Талмуда, «осветивший (по выражению его современника) своей потрясающей мудростью все наше Изгнание». Почти 600 лет труды его оставались в полной неизвестности, их открытие и издание — одно из ярчайших событий в еврейской истории новейшего времени.

Гараи, рабейну Нисим бен Реувен Геронди (13107-1375) — один из крупнейших испанских авторитетов ГАЛАХИ (см.), глава йешивы в г. Барселона. Известен своими комментариями к РИФУ (см.) и к Талмуду, а также своими ответами на галахические запросы.

Ибн-Эзра, р. Аврагам (1089-1164) — один из ярчайших представителей т.н. «золотого века еврейской испанской поэзии», грамматик языка иврит, философ, астроном и врач. Многие из его стихотворений вошли в еврейские молитвенники. Род. и жил до 1140 г. в Испании, затем странствовал почти по всему тогдашнему еврейскому миру: жил в Италии, Франции, Англии и, возможно, побывал в Стране Израиля. Автор комментария к Танаху, замечательному своей ясностью и глубиной.

Раавад, р. Аврагам бен Давид из Поскьера в Провансе (11257—1198) — один из величайших талмудистов (о котором говорили, что он «охватывает весь Талмуд одним взглядом»), знаменитый своими «Комментариями-возражениями» к книгам величайших галахических авторитетов — в частности, РАМБАМА (см.).

Рамбам, рабейну Моше бен Маймон (1135-1204) — величайший кодификатор законов Торы, ученый, врач и философ. Уроженец арабской части Испании, вынужденный бежать оттуда из-за гонений на евреев, после тяжелых странствий ставший личным врачом султана Египта. Автор комментария к Мишне, галахического кодекса «Мишнэ-Тора» («Повторение Торы») и философского труда «Морэ невухим» («Путеводитель заблудившихся»). Духовный руководитель еврейства как своего поколения, так и всего еврейского народа вплоть до настоящего времени.

Рашаш, р. Шмуэль Страшун (1794-1872) — один из выдающихся талмудистов Литвы, известный своими примечаниями-комментариями к ТАЛМУДУ (см.) и МИДРАШУ (см.), изданными под названием «Хидушей-Рашаш» («Открытия [в Торе, сделанными] Рашашем»).

Раши, рабейну Шломо Ицхаки (1040-1105) — величайший комментатор Письменной Торы и Талмуда, «учитель, у которого самое большое количество учеников» — потому что изучение как Письменной, так и Устной Торы совершенно немыслимо без его объяснений. Уроженец г. Труа (Франция), во время странствий по всему тогдашнему еврейскому миру впитавший в себя всю традицию Торы; раввин г. Труа до конца своих дней. Одна из выдающихся личностей Иудаизма, непререкаемо признанная идеальной.

Риф, рабейну Ицхак Альфаси (1013-1103) — один из величайших авторитетов ГАЛАХИ (см.) и комментаторов Талмуда. Жил в Алжире и Марокко. В 1088 г. был вынужден бежать в Испанию, спасаясь от религиозных преследований; основал йешиву в г. Лусена, что ознаменовало собой перемещение центра Торы из Северной Африки в Испанию. Вместе с РАМБАМОМ (см.) Риф заложил основу для всего развития Галахи вплоть до нашего времени.

Там, рабейну, р. Яаков бен Меир (11007-1171) — один из величайших авторов ТОСАФОТ (см.), — выдающийся авторитет ГАЛАХИ (см.) и поэт. Внук РАШИ (см.), жил во Франции.

Хананэль, рабейну, (XI в.) — выдающийся галахический авторитет, комментатор Письменной Торы и Талмуда и раввин г. Кайруана (Северная Африка), бывшего в ту эпоху мировым центром Торы на полпути между Вавилоном (Двуречье) и Испанией.


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше