Из цикла «Двенадцать колен еврейского народа», темы: Человек, Пятикнижие, Хава Куперман, Сотворение мира, 12 колен Израиля
Теперь об очередности, то есть о том порядке, в котором мы построим колена, когда перейдем к их подробному анализу.
Тора предлагает четыре варианта:
1. Хронологический (кто из родоначальников колен родился первым, кто вторым, кто третьим и т. д.).
2. По матерям.
Порядок рождения[1] |
Имя |
Мать |
Характеристики |
|
1 |
Реувен |
Лея |
Абсолютные потомки своей матери; несут в себе суть материнских качеств; их иногда называют «исправленными Эйсавами». |
|
2 |
Шимон |
Лея |
||
3 |
Леви |
Лея |
||
4 |
Йеуда |
Лея |
||
5 |
Дан |
Бильха, служанка Рахели |
На детях сказывается преобладающее влияние Рахели. |
|
6 |
Нафтали |
Бильха, служанка Рахели |
||
7 |
Гад |
Зильпа, служанка Леи |
На детях сказывается преобладающее влияние Леи. |
|
8 |
Ашер |
Зильпа, служанка Леи |
||
9 |
Иссахар |
Лея |
Сыновья изменившейся Леи, проделавшей определенный путь от Милосердия в сторону Суда. Она теперь как будто «во втором браке», с согласия Рахели и Яакова. |
|
10 |
Звулун |
Лея |
||
Дина, дочь |
Лея |
|||
11 |
Йосеф |
Рахель |
Явные сыновья Рахели. Йосеф сравнивается с быком, царем домашних зверей, — он обуздан, не выходит из борозды (не ведает кривых путей), вся его сила используется на праведные дела; в младшем, Биньямине, помимо качеств, присущих Йосефу, будет также особенно ярко выражен элемент трагичности. |
|
12 |
Биньямин |
Рахель (умирает во время родов) |
3. По занимаемому месту во время переходов по пустыне и по расположению на стоянках.
4. По расселению в Земле Израиля.
Также возможен и еще один вариант:
5. По расселению в Израиле в будущем (Йехезкель, 48).
Два первых варианта мы находим там, где говорится о коленах как части еврейской семьи. Когда же наши предки становятся народом, значение хронологического порядка, в соответствии с которым появились на свет родоначальники колен, и то, кто их матери, утрачивает первостепенное значение; на первый план выступает порядок, существовавший в пустыне. Потом, расселяясь по Стране Обетованной, евреи обретают еще один порядок.
В нашем анализе колена будут рассматриваться по хронологии рождения, по матерям, по месту в стане (в годы странствования по пустыне) и по расселению в Израиле.
И каждый раз, приступая к рассмотрению особенностей того или иного колена, мы будем первым делом останавливаться на имени его родоначальника, поскольку имя в традиции иудаизма имеет огромное (влияющее на судьбу) значение, неся в себе суть и предназначение своего обладателя.
Придется нам сделать еще одно небольшое, но принципиально важное отступление.
Как сказано в главе Берешит, «создал Б-г человека по образу Своему, подобию Своему, и возвестил: “Пусть властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”» (Берешит 1:26, 27).
Из этого вытекает, что Б-г творил мир по тому же образу, что и человека. Поэтому мы можем пользоваться этим миром. Это соответствие можно обнаружить повсюду: в законах материального мира, в его истории и, конечно же, в самом Пятикнижии. Структуру Торы можно безо всяких натяжек и допущений рассматривать по аналогии с анатомией человека.
Так, книга Берешит, название которой происходит от слова рош (голова), соответствует именно человеческой голове. В этой книге прослеживается такая особенность: если ее персонаж положительный, например, Авраам, несущий монотеизм, то это влияет на всех его потомков. Если он — отрицательный, например Хам, то он плох навсегда, без шанса исправления для его потомства. Если участок в голове поврежден, страдает весь организм. Пример — Африка. В книге Берешит Ноах проклинает Хама. Его потомки населяют Африканский материк. Что бы кто ни делал, что бы в мире ни происходило, Африка остается проклятой. (Это не относится к каждой личности в отдельности, личность имеет абсолютно индивидуальную судьбу и выбор, а народ — нет.)
Книга Шмот соответствует рукам. В ней речь идет о порабощении евреев в Египте, затем об очень важном служении — если мы принимаем Тору, берем ее в свои «руки», — значит, творим благо для себя и для всего мира; если не принимаем ее, «роняем», — вызываем гнев Всевышнего, приводим мир к хаосу, становимся виновными в том, что разбиваются Скрижали; кроме того, руками мы строим Мишкан.
Книга Ваикра («внутренности») рассказывает о службе в Храме. Что делают коэны во время Служения? Сжигают на жертвеннике внутренности жертвенных животных.
Книга Бемидбар — «ноги». Именно так, во множественном числе: в ней две части, как «две ноги». Первая соответствует тем евреям, которые вышли из Египта, но не вошли в Землю Израиля (они наказаны за грех разведчиков, за недоверие к Творцу, страх и нежелание исполнить Его волю — войти в Эрец Исраэль, — и на протяжении сорока лет умирают в пустыне), а вторая часть (или «вторая нога») — принадлежит входящим в Страну Обета и расселяющимся в ней.
Книга Дварим — «ступни». Одна из ее недельных глав называется Экев (пятка).
Интересно отметить, что Десять Заповедей записаны в Торе дважды. Первый раз в книге Шмот, второй — в книге Дварим. Книга Шмот соответствует рукам, Дварим — ступням, и то и другое имеет 10 пальцев.
Соответствие анатомическому строению человека мы находим и в устройстве еврейского народа. Интересно, что первые четыре колена могут быть представлены в виде «головы» (мы остановимся именно на них, поскольку у них эта «анатомия» выражена наиболее явно).
Чем оснащена голова? Глазами — чтобы видеть, ушами — чтобы слышать, носом — чтобы обонять и дышать, ртом — чтобы кусать, ощущать вкус и говорить.
Рассмотрим человека сверху вниз. Что такое колено Реувена, первенца? Слово реу — это повелительное наклонение глагола «смотреть» — «смотрите»; для выполнения такого приказа требуется работа глаз.
Идем дальше. Что у человека второе, расположенное чуть ниже глаз? Шимон — «слушать». Эта задача — для ушей.
Как мы помним, в иудаизме все должно стремиться к золотой середине, с этой точки зрения глаза имеют, пусть не совсем идеальное, но все-таки близкое к идеальному расположение. А уши, увы, нет. Шимону до золотой середины дальше всех. И это поначалу сослужило ему недобрую службу. Потом, со временем, ситуация выправилась — когда наступила эпоха устной Торы, в которой уши важнее, чем глаза. Во времена устной Торы праведники часто будут называться этим именем: Шимон а-Цадик, рабби Шимон Бар Йохай, Шимон бен Зома, Шимон бен Азай…
Итак, о глазах и ушах мы уже сказали. Что же дальше?
Дальше ноздри. Они нужны, чтобы наслаждаться, как сказано в Пятикнижии, «ароматом, приятным Б-гу» — жертвами, приносимыми коэнами — выходцами из колена Леви. Ноздри очень близки к золотой середине, они почти «полноценны». Лишь маленькая перегородка отделяет одну от другой.
Четвертое колено — Йеуда. От слова леодот — благодарить, признавать. Какой инструмент необходим, чтобы благодарить, признаваться и произносить молитву? Конечно же, рот. Рот — символ Йеуды. Это — золотая середина, идеальное расположение. Но во рту также имеются и зубы. Ртом мы восхваляем Всевышнего[2], признаем свои ошибки, но иногда и кусаемся — потомки Йеуды восхваляют Всевышнего, признают ошибки и также воюют.
[1] В таблице указаны имена основателей колен в порядке, указанном Торой (касательно некоторых из них нет полной уверенности, кто родился раньше, а кто позже — на счет этого существуют разные мнения у комментаторов).
[2] Рамбан в комментарии к главе Бо пишет, что целью творения мира было восхваление Творца.