Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О праматерях, праотцах и других важнейших элементах «фундамента» еврейского народа

Общеизвестно, что еврейский народ составили двенадцать колен. Почему двенадцать, а не одно, не два, не пять и не восемь? Что означает «12»? Скрыт ли в этом некий замысел Б-га? Если да, то какой? Ведь у Авраама и Ицхака было всего по одному продолжившему их путь сыну. У Яакова же сыновей оказалось двенадцать, и эти двенадцать превращаются в тринадцать, когда колено Йосефа делится на колена Эфраима и Менаше.

Нужно сказать, что число колен символично. Если внимательно проанализировать наше духовное наследие (письменную и устную Тору), станет ясно, что «12» и «13» присутствуют повсюду. Например, еврейский год — целостный временной отрезок, состоящий из двенадцати, а иногда из тринадцати месяцев; каждый месяц имеет свои особенности: погоду, настроение, присущие ему задачи и т. д. Год — единое целое, собрание, включающее в себя все это разнообразное «общество».

В те годы, когда двенадцать месяцев превращаются в тринадцать, добавляется не просто определенное число календарных дней (равное дополнительному месяцу), но нечто гораздо более значительное. Превращение из двенадцати в тринадцать можно увидеть и в молитве Амида. Она начинается тремя предварительными и завершается тремя заключительными благословениями — число тех и других неизменно. А вот с центральными, срединными благословениями дело обстоит иначе: изначально их в Амиде было двенадцать, потом стало тринадцать. То в одной области, то в другой прослеживается определенное тяготение к цифре тринадцать. С чем это связано?

Чтобы это понять, нам придется поработать с цифрами. Во-первых, как образуется «13»? Из тройки и десятки. А что они собой представляют? «Десять» — это общество. Еврейский миньян (собрание мужчин, в котором молитва считается общественной и наиболее эффективной) состоит из десяти евреев. Если их 20, 30 или 50 — это уже не имеет определяющего значения. Именно десять — основа общества.

Что же такое «три»? Это символ единицы. Почему? Каким волшебным образом она возникает из тройки? Сейчас мы это рассмотрим.

«Два» в иудаизме — символ конфликта. Два — это всегда деление, спор. На второй день творения, когда воды были поделены на верхние и нижние, случилась первая за всю историю существования мира ссора. Нижние воды не желали соглашаться со своим положением, считая себя вправе быть наверху.

/Между прочим, Лаван, подстроив женитьбу Яакова на не сосватанной им Лее, и только после свадьбы отдав ему в жены желанную Рахель, создал ситуацию, когда у его зятя оказалась не одна жена, а две, и этим заложил основу будущих конфликтов между одним евреем и другим./

Но вот двое спорящих решают, что конфронтация ни к чему хорошему их не приведет. И договариваются объединиться. Возникает нечто третье, — общность, единение, союз. «Три» — число, символизирующее единство. Конфликт исчерпан, и наступает продуктивная стабильность, — то есть состояние, дающее возможность развития. (То же самое можно увидеть на примере семейных пар. Поначалу мужчина и женщина существуют сами по себе, они — две самостоятельные единицы, две индивидуальности. Объединившись, они создают нечто новое, превращаются в единое целое, способное родить новую жизнь — ребенка, и в этом третьем проявляется единство двоих).

Еще один пример, демонстрирующий продуктивность тройки: праотец Авраам символизирует милость, праотец Ицхак — суд, но только от третьего из праотцев, от Яакова, несущего в себе и суд, и милосердие (в сочетании, в единстве, они дают золотую середину), берет свое начало еврейский народ.

/В устном предании сказано, что из семейства Авраама должен был произойти еврейский народ, состоящий из 12 колен. Мы находим это число и у других представителей семейства.

Двенадцать сыновей как двенадцать месяцев в году, вместе они создают целостную основу. И, между прочим, у брата Авраама Нахора их действительно родилось двенадцать: восемь от главной жены и четверо от второстепенной служанки (см. Берешит, Ваера, конец 22-й главы). Примечательно, что у Яакова то же соотношение — восемь сыновей от главных жен и четверо от их служанок. Ицхак также мог иметь двенадцать сыновей, но Эйсав и Яаков запечатали утробу Ривки; родив двоих, она не смогла рожать дальше. По поводу Ишмаэля Тора говорит (Берешит, 17,20): «12 князей произведет он…» И у Рахель должно было быть 12 детей, но они родились через поколение — у Йосефа двое, у Биньямина десять./

Если бы в нашем народе было 11 колен, то общество (10), которое, разумеется, представляет собой единое целое, и индивид (1) были бы противопоставлены друг другу, и это порождало бы постоянный конфликт. (На самом же деле в иудаизме есть место и для индивидуума с его собственным мнением, на которое он имеет право, в рамках основ Торы, разумеется. Споры о законе неизбежны, но они не являются разрушительными и не приводят к конфликту — а разрешаются установленным порядком — голосованием мудрецов Синедриона.)

Однако иногда конфликт необходим — если его можно использовать для общего блага. Так, конфликтное число 11 присутствовало в кторет (смеси благовоний, воскуряемых в Храме). В состав смеси входили одиннадцать растений, одно из которых имело резкий, неприятный запах. Конфликтуя с остальными десятью, — с «обществом», — этот компонент лишь подчеркивал общую гармонию и благоухание.

Итак, единица — это обязательно проявление индивидуализма. Между единицей и обществом трения неизбежны.

А что такое «12»? Это общество (десять) плюс две конфликтующие между собой единицы. Когда конфликт исчерпывается, двое вступают в союз, из них образуются трое; плюс общество (десять), — в итоге 13 — стабильная, способная правильно развиваться система (колено Йосефа делится на колена Эфраима и Менаше).

В качестве еще одного доказательства можно привести барайту рабби Ишмаэля, состоящую из тринадцати принципов постижения Торы. 13-й принцип символизирует число 13. В нем говорится: «Если два отрывка Торы противоречат друг другу, то разногласие разрешается посредством третьего отрывка».

И еще пример. В Храме было тринадцать ворот, то есть тринадцать путей к святости. И все — разные. Каждое колено имело «свои ворота», свой подход к Служению, свой путь. Но с другой стороны, все 13 колен — это один народ. Численное значение слова эхад — «один» — равняется 13. Это слово состоит из букв алеф — 1, хэт — 8, далет — 4. В итоге 13!

Таким образом, Тора заботится как о сохранении прав каждого чеорвека — что символизирует тройка, так и об обществе, на которое указывает 10. В этом суть числа 13.

Не может быть только одного пути, ведущего еврейский народ к Всевышнему. Путей — тринадцать! Они, конечно же, не должны выходить за рамки иудаизма, за рамки Торы. Но все, что в этих рамках — это иудаизм. Тот же, кто считает, что все евреи должны идти только одним путем, аннулирует как минимум 12 колен.