Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Была ли Акедат Ицхак причиной смерти Сары? Получив веление Творца, Авраѓам встал перед тягчайшей проблемой: что и как сказать Саре. Если передать ей веление — умрёт с горя. Тогда Авраѓам повёл разговор о том, что вот Ицхаку уже 37 лет, но он никогда не учился в йешиве, и нет у него полного образования в Торе. А ему, Авраѓаму, известно, что недалеко от Хеврона есть йешива мудрецов, и он хочет привести туда Ицхака, чтобы тот своими глазами увидел, как там сидят молодые люди и учатся, вникают в слова Торы и оттачивают ум обсуждением ѓалахот.

Сара признала, что в предложении мужа есть смысл. Пусть возьмёт, в добрый час, Ицхака, но при условии, что не спустит с него глаз и не оставит там на много лет, потому что для неё нет в мире ничего более дорогого, чем сын. Всю ночь Сара плакала, обнимала и целовала Ицхака, приговаривая: Как я расстанусь с тобой, свет моих очей? И мужу спать не дала, наставляя, чтобы кормил сына хорошо и вовремя, не давал ему много ходить, берёг от ветров и стужи и за проступки не серчал и не ссорился с ним. И плакали с ней все домашние, пока уже под утро Сара, измученная горем и рыданиями, уснула. А на рассвете Авраѓам встал, разбудил Ицхака, и тихонько ушли, чтобы не разбудить Сару, боясь, что она передумает и не даст им уйти.

Сердце матери чуяло недоброе. Она решила пойти и сама увидеть ту йешиву, сама проверить, каково там будет её дорогому сыну. Выйдя из Беэр Шевы, Сара достигла Хеврона: И умерла Сара в Кирьят Арба, она же Хеврон…/23:2/, — перед Суккот, в месяц Тишри 2085 года. Краткие сообщения находим и в других источниках: в мидрашах, Талмуде, книгах мусара и др. Материалы этих источников, а также пояснения к ним древних мудрецов и более поздних исследователей дают возможность разобраться в произошедшем.

В мидраше Пирке дיраби Элиэзер* /раздел 32/ находим предание: В то время, когда Авраѓам возвращался с горы Мория, Сатан разгневался из-за того, что потерпели провал его попытки не допустить свершения Акеды. Тогда он пошёл и сказал Саре: Разве ты не слышала, что творится на свете? Ответила ему: Нет. Сказал ей: Твой старый муж взял Ицхака и вознёс его как олá. А парень плакал и вопил, ибо не мог спастись. Сразу же начала рыдать и голосить…, и отлетела её душа, и она скончалась.

Сатáн (от леѓастúн, совращать, сбивая с пути, обвинять) — высшая духовная сила, обвини­тель на суде Творца; исследует мысли и поступки, ис­пытывает людей: насколько полна их связь с Б-гом, абсолютна ли их вера в Творца. Согласно преданиям, он воздвигал препятствия перед Авраѓамом и Ицхаком, мешая выполнить веление Всевышнего, чтобы проверить — не передумают ли они, не откажутся ли под влиянием естественных человеческих чувств от этого испытания, ибо тогда он смог бы, обнаружив у них изъян, слабое, уязвимое место, обвинить их в несовершенстве, а значит, и в невозможности выполнить испытание Акеды, — и это было бы истинным обличьем Авраѓама и Ицхака. Ведь истину можно установить на суде, только лишь если есть обвинитель, представляющий суду негативные факты.

Раби Давид Лурия в пояснениях к приведенному преданию отмечает, что смерть Сары не последовала немедленно после слов Сатана, так как это было бы против воли Творца. И ссылается на сборник материалов мусара Сефер ѓа-яшар, где написано, что, действительно, сначала Сара начала стенать от горя из-за такого веления Творца, но затем, наоборот, поняла смысл и значение Акеды, и от огромной радости отлетела её душа.

Таким образом, замысел Сатана обнаружить ущерб в Саре потерпел крах: она была цадикá в не меньшей мере, чем Авраѓам и Ицхак, и восприняла сообщение Сатана об Акеде так же, как муж и сын — веление Творца надо выполнять от всего сердца.

В Меам лоэз (т. 2) со ссылкой на труд Мордехая Ѓа-коѓэна Сифтей коѓэн написано:

Разгневанный своим поражением в Акеде, Сатан в облике старца пришёл к Саре в Беэр Шеву и сказал: Твой муж взял твоего дорогого сына Ицхака, построил алтарь, связал сына по рукам и ногам и зарезал его, и, как ни вопил Ицхак, не сжалился над ним. Услышав это сообщение, Сара завопила горьким криком и билась головой о стену из-за великого горя. Она пошла горной дорогой в Хеврон, спрашивая по пути всех встречных — не видели ли они её мужа и сына, даже разослала слуг в йешиву Шема и Эвера и в другие места разыскивать их. Тогда Сатан вернулся к Саре и сказал: Знай точно, наверняка, что тот старец обманул тебя, и будь полностью уверена в том, что Ицхак жив и невредим. Когда Сара услышала это — упорхнула её душа от великой радости.

Рав Шалом Ноах Березовский из Слонима (Нетивот иалом) в главе «Смерть Сары» чётко сформулировал вопросы и проблемы, возникающие из исследования данной темы, и помогает разобраться в них. Прежде всего: почему Тора по-особому даёт счёт лет жизни Сары, в то время как вообще не упоминает годы жизни Ривки, Рахели и Леи? Затем, можно ли признать, что Акедат Ицхак была причиной смерти Сары — ведь Шломо ѓа-мелех в Коѓелет* /8:5/ утверждает: Соблюдающий мицвот не познает зла (ничто не причинит ему зла); как же такое святое испытание причинило зло? Кроме того, уровень руах ѓа-кодеш у Сары был выше, чем у Авраѓама [Ведь повелел Б-г Авраѓаму: Всё, что скажет тебе Сара, — слушайся её голоса /Бיрешит 21:12]. Как же Авраѓам и Ицхак смогли выстоять в испытании, а у Сары, когда услышала об этом испытании, — отлетела душа? В молитве мы просим: Устрани Сатана перед нами и после нас. Авраѓама и Ицхака Сатан сбивал с пути перед испытанием, чтобы не выполнили веления Творца. Но бывает, что Сатан после нас, и йецер ѓа-ра одолевает нас после свершения действия, желая отнять уже достигнутое, а это не менее опасно, чем Сатан перед нами, ибо может привести к глубокому провалу, вместо духовного подъёма.

Увидев полный провал своих действий перед Акедой, Сатан придумал новое средство, новый приём, как сбить с пути и повергнуть Авраѓама. Сатан знал, что пришло время Саре покинуть этот мир, и устроил так, чтобы ей немедленно сообщить об Акеде — и отлетит её душа, и весь мир, и сам Авраѓам увидят это и решат — вот к чему привела Акеда. И тогда на сбитого с толку Авраѓама обрушатся тревоги и раскаяние в содеянном, он поразится тому, что сделал и отречётся от совершённых им добрых дел.

Но в действительности Сара не отошла в мир иной преждевременно, ибо именно в этот день пришли к концу дни её жизни, и настало время умереть. Об этом написано: И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары /23:1/. Этот счёт показывает, что вот — завершилась её жизнь, а повторение: годы жизни Сары — даёт нам осознать, что так было установлено и предопределено время её жизни, и ни на минуту больше. В Бיрешит раба /58:2/ после цитаты из Коѓэлет /1:5/: Восходит солнце и заходит солнце, — написано: Сказал рав Аба бен Каѓана: Мы не можем знать, взошло солнце или зашло солнце, пока Святой, благословен Он, не покажет: с закатом солнца — (то есть) одного цадика, воссияет солнце — новый цадик. И далее: Пока Святой, благословен Он, не дал закатиться солнцу — Саре, не дал воссиять солнцу — Ривке. И это подтверждает, что истекали последние минуты жизни Сары.

И пришёл Авраѓам скорбеть по Саре и оплакивать её /23:2/. Авраѓам-авину выстоял и в этом испытании. Важно не упустить, как написано в тексте: оплакивать её — לִבְכֹּתָהּ. Маленькая буква — כּ — показывает, что это оплакивание было не долгим, ибо так принято, когда скорбят о старых мудрых цадиках.

Во всём рассказе о смерти Сары, скорби, оплакивании, погребении — совершенно не упомянут Ицхак, хотя он также участвовал в траурной церемонии. Тора сообщает лишь о том, что важно как наставление (ѓораá) для поколений. Тора опускает скорбь Ицхака здесь, как и многие другие подробности о жизни наших праотцев и праматерей. О горе Ицхака сказано позже /Бיрешит 24:67/: И ввёл< её (Ривку) в шатёр своей матери, Сары, …и утешился Ицхак после своей матери.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его