Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть всегда человек отдаляется от милостыни и живет в страданиях, лишь бы не прибегать к материальной помощи других.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Была ли Акедат Ицхак причиной смерти Сары? Получив веление Творца, Авраѓам встал перед тягчайшей проблемой: что и как сказать Саре. Если передать ей веление — умрёт с горя. Тогда Авраѓам повёл разговор о том, что вот Ицхаку уже 37 лет, но он никогда не учился в йешиве, и нет у него полного образования в Торе. А ему, Авраѓаму, известно, что недалеко от Хеврона есть йешива мудрецов, и он хочет привести туда Ицхака, чтобы тот своими глазами увидел, как там сидят молодые люди и учатся, вникают в слова Торы и оттачивают ум обсуждением ѓалахот.

Сара признала, что в предложении мужа есть смысл. Пусть возьмёт, в добрый час, Ицхака, но при условии, что не спустит с него глаз и не оставит там на много лет, потому что для неё нет в мире ничего более дорогого, чем сын. Всю ночь Сара плакала, обнимала и целовала Ицхака, приговаривая: Как я расстанусь с тобой, свет моих очей? И мужу спать не дала, наставляя, чтобы кормил сына хорошо и вовремя, не давал ему много ходить, берёг от ветров и стужи и за проступки не серчал и не ссорился с ним. И плакали с ней все домашние, пока уже под утро Сара, измученная горем и рыданиями, уснула. А на рассвете Авраѓам встал, разбудил Ицхака, и тихонько ушли, чтобы не разбудить Сару, боясь, что она передумает и не даст им уйти.

Сердце матери чуяло недоброе. Она решила пойти и сама увидеть ту йешиву, сама проверить, каково там будет её дорогому сыну. Выйдя из Беэр Шевы, Сара достигла Хеврона: И умерла Сара в Кирьят Арба, она же Хеврон…/23:2/, — перед Суккот, в месяц Тишри 2085 года. Краткие сообщения находим и в других источниках: в мидрашах, Талмуде, книгах мусара и др. Материалы этих источников, а также пояснения к ним древних мудрецов и более поздних исследователей дают возможность разобраться в произошедшем.

В мидраше Пирке дיраби Элиэзер* /раздел 32/ находим предание: В то время, когда Авраѓам возвращался с горы Мория, Сатан разгневался из-за того, что потерпели провал его попытки не допустить свершения Акеды. Тогда он пошёл и сказал Саре: Разве ты не слышала, что творится на свете? Ответила ему: Нет. Сказал ей: Твой старый муж взял Ицхака и вознёс его как олá. А парень плакал и вопил, ибо не мог спастись. Сразу же начала рыдать и голосить…, и отлетела её душа, и она скончалась.

Сатáн (от леѓастúн, совращать, сбивая с пути, обвинять) — высшая духовная сила, обвини­тель на суде Творца; исследует мысли и поступки, ис­пытывает людей: насколько полна их связь с Б-гом, абсолютна ли их вера в Творца. Согласно преданиям, он воздвигал препятствия перед Авраѓамом и Ицхаком, мешая выполнить веление Всевышнего, чтобы проверить — не передумают ли они, не откажутся ли под влиянием естественных человеческих чувств от этого испытания, ибо тогда он смог бы, обнаружив у них изъян, слабое, уязвимое место, обвинить их в несовершенстве, а значит, и в невозможности выполнить испытание Акеды, — и это было бы истинным обличьем Авраѓама и Ицхака. Ведь истину можно установить на суде, только лишь если есть обвинитель, представляющий суду негативные факты.

Раби Давид Лурия в пояснениях к приведенному преданию отмечает, что смерть Сары не последовала немедленно после слов Сатана, так как это было бы против воли Творца. И ссылается на сборник материалов мусара Сефер ѓа-яшар, где написано, что, действительно, сначала Сара начала стенать от горя из-за такого веления Творца, но затем, наоборот, поняла смысл и значение Акеды, и от огромной радости отлетела её душа.

Таким образом, замысел Сатана обнаружить ущерб в Саре потерпел крах: она была цадикá в не меньшей мере, чем Авраѓам и Ицхак, и восприняла сообщение Сатана об Акеде так же, как муж и сын — веление Творца надо выполнять от всего сердца.

В Меам лоэз (т. 2) со ссылкой на труд Мордехая Ѓа-коѓэна Сифтей коѓэн написано:

Разгневанный своим поражением в Акеде, Сатан в облике старца пришёл к Саре в Беэр Шеву и сказал: Твой муж взял твоего дорогого сына Ицхака, построил алтарь, связал сына по рукам и ногам и зарезал его, и, как ни вопил Ицхак, не сжалился над ним. Услышав это сообщение, Сара завопила горьким криком и билась головой о стену из-за великого горя. Она пошла горной дорогой в Хеврон, спрашивая по пути всех встречных — не видели ли они её мужа и сына, даже разослала слуг в йешиву Шема и Эвера и в другие места разыскивать их. Тогда Сатан вернулся к Саре и сказал: Знай точно, наверняка, что тот старец обманул тебя, и будь полностью уверена в том, что Ицхак жив и невредим. Когда Сара услышала это — упорхнула её душа от великой радости.

Рав Шалом Ноах Березовский из Слонима (Нетивот иалом) в главе «Смерть Сары» чётко сформулировал вопросы и проблемы, возникающие из исследования данной темы, и помогает разобраться в них. Прежде всего: почему Тора по-особому даёт счёт лет жизни Сары, в то время как вообще не упоминает годы жизни Ривки, Рахели и Леи? Затем, можно ли признать, что Акедат Ицхак была причиной смерти Сары — ведь Шломо ѓа-мелех в Коѓелет* /8:5/ утверждает: Соблюдающий мицвот не познает зла (ничто не причинит ему зла); как же такое святое испытание причинило зло? Кроме того, уровень руах ѓа-кодеш у Сары был выше, чем у Авраѓама [Ведь повелел Б-г Авраѓаму: Всё, что скажет тебе Сара, — слушайся её голоса /Бיрешит 21:12]. Как же Авраѓам и Ицхак смогли выстоять в испытании, а у Сары, когда услышала об этом испытании, — отлетела душа? В молитве мы просим: Устрани Сатана перед нами и после нас. Авраѓама и Ицхака Сатан сбивал с пути перед испытанием, чтобы не выполнили веления Творца. Но бывает, что Сатан после нас, и йецер ѓа-ра одолевает нас после свершения действия, желая отнять уже достигнутое, а это не менее опасно, чем Сатан перед нами, ибо может привести к глубокому провалу, вместо духовного подъёма.

Увидев полный провал своих действий перед Акедой, Сатан придумал новое средство, новый приём, как сбить с пути и повергнуть Авраѓама. Сатан знал, что пришло время Саре покинуть этот мир, и устроил так, чтобы ей немедленно сообщить об Акеде — и отлетит её душа, и весь мир, и сам Авраѓам увидят это и решат — вот к чему привела Акеда. И тогда на сбитого с толку Авраѓама обрушатся тревоги и раскаяние в содеянном, он поразится тому, что сделал и отречётся от совершённых им добрых дел.

Но в действительности Сара не отошла в мир иной преждевременно, ибо именно в этот день пришли к концу дни её жизни, и настало время умереть. Об этом написано: И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары /23:1/. Этот счёт показывает, что вот — завершилась её жизнь, а повторение: годы жизни Сары — даёт нам осознать, что так было установлено и предопределено время её жизни, и ни на минуту больше. В Бיрешит раба /58:2/ после цитаты из Коѓэлет /1:5/: Восходит солнце и заходит солнце, — написано: Сказал рав Аба бен Каѓана: Мы не можем знать, взошло солнце или зашло солнце, пока Святой, благословен Он, не покажет: с закатом солнца — (то есть) одного цадика, воссияет солнце — новый цадик. И далее: Пока Святой, благословен Он, не дал закатиться солнцу — Саре, не дал воссиять солнцу — Ривке. И это подтверждает, что истекали последние минуты жизни Сары.

И пришёл Авраѓам скорбеть по Саре и оплакивать её /23:2/. Авраѓам-авину выстоял и в этом испытании. Важно не упустить, как написано в тексте: оплакивать её — לִבְכֹּתָהּ. Маленькая буква — כּ — показывает, что это оплакивание было не долгим, ибо так принято, когда скорбят о старых мудрых цадиках.

Во всём рассказе о смерти Сары, скорби, оплакивании, погребении — совершенно не упомянут Ицхак, хотя он также участвовал в траурной церемонии. Тора сообщает лишь о том, что важно как наставление (ѓораá) для поколений. Тора опускает скорбь Ицхака здесь, как и многие другие подробности о жизни наших праотцев и праматерей. О горе Ицхака сказано позже /Бיрешит 24:67/: И ввёл< её (Ривку) в шатёр своей матери, Сары, …и утешился Ицхак после своей матери.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.