Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рав Хия бар Аба: цдака спасает от смерти»Талмуд, трактат «Гитин», 7а
Сущность человека отличается от его имиджа. Как солдат ударили извозчика.

Однажды отправился один человек со своим извозчиком в Берлин и другие большие города. Вышел он по нужде, а извозчик Иван остановился с повозкой посреди улицы. Подошел к нему солдат и спросил: «Ты чего здесь стоишь? Кто ты?» (По-немецки «кто ты» — wer du — вер ду).

А извозчик подумал, что солдат его имя спрашивает, и ответил: «Иван».

Солдат дал ему по голове и снова потребовал: «Верду»!

А извозчик ему кричит: «Иван»!

Солдат опять его ударил и крикнул: «Верду»!

Наконец, прогнал солдат его вместе с повозкой с середины улицы на обочину. А когда вернулся хозяин, стал озираться, нашел свою повозку и говорит извозчику: «Иван…».

А извозчик ему в ужасе: «Не зови меня Иван! Зови Верду»!

Когда выехали из города, извозчик и говорит: «Теперь можешь звать меня Иван. Там мое имя Верду, а здесь Иван».

И закончил раби Нахман, сказав: «Нужно стать Верду». Человек знает о своем низком духовном уровне. Но когда тело — Иван — очищается от материи, оно называется «Кто» и «Что». Но потом все возвращается обратно и человек снова становится Иваном, потому что материя остается материей.

Истории, рассказанные нашим учителем

Жил-был один бедняк, что копал глину и продавал, тем и кормился. Однажды, копая глину, он нашел драгоценный камень, с виду очень дорогой. Но поскольку не знал его стоимости, понес его к знатоку, чтобы тот оценил.

Знаток ответил: «Нет здесь покупателя на такой камень. Отправляйся в Лондон, в столицу, там сумеешь его продать».
Но человек был так беден, что не мог даже оплатить путешествие. Продал он все, что имел, и стал ходить из дома в дом, собирая на поездку. Наконец, набрал достаточно, чтобы поехать за море.

Хотел он купить билет на корабль, да не хватило денег. Пошел тогда к капитану и показал ему камень. Капитан сразу пригласил его на корабль с большим почетом, полагая, что ему можно вполне доверять. Дал ему каюту первого класса и обращался с ним, как с богатым человеком.
Из каюты видно было море, а он сидел, смотрел все время на камень и радовался. И особенно любил смотреть на него во время еды, потому что еда в хорошем расположении духа очень полезна для пищеварения.

Однажды сидел он и ел, а камень лежал перед ним на столе, чтобы он мог ему радоваться. Сидел так и задремал. Подошел мальчик, который убирал со стола, снял скатерть и стряхнул с нее крошки вместе с камнем в море. Когда он проснулся и понял, что случилось, чуть с ума не сошел от горя. Да и капитан был человек жестокий, не колеблясь, мог убить его за стоимость билета.

Ничего ему не оставалось, как продолжать радоваться, будто ничего не случилось. Капитан обычно говорил с ним подолгу каждый день, и в этот день он привел себя в хорошее настроение, чтобы тот ничего не заметил.
Капитан сказал ему: «Я хочу купить много зерна, чтобы продать его в Лондоне с огромной прибылью. Но боюсь, что меня обвинят в краже из царской казны. Поэтому я оформлю покупку зерна на твое имя, а тебе хорошо заплачу за беспокойство».
Бедняк согласился, но как только они приехали в Лондон, капитан умер. А все зерно было уже на имя бедняка, и стоило намного дороже того брильянта.

(Раби Нахман) закончил: «Тот брильянт не принадлежал бедняку. Доказательство — что не сумел он его удержать. Но зерно действительно было его — потому-то он его сохранил. Но он получил то, что заслуживал, лишь потому, что остался счастливым.


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.