Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография

Окна дома раби Нахмана выходили на рыночную площадь города, где проходила ярмарка. Раби Нахмман заметил одного из своих учеников, который очень сильно спешил на базар. Раби позвал его, когда тот зашел в дом, раби спросил его

— Видел ли ты сегодня небо?

— Нет. — Раби Нахман велел ему подойти к окну.

— Посмотри на улицу и скажи мне, что ты видишь.

— Я вижу телеги, лошадей и людей, которые бегают туда-сюда.

— Через пятьдесят лет будет совсем другая ярмарка, все что ты видишь уже не будет, а будут другие лошади, другие телеги, другие товары и люди будут другие. Меня уже не будет и тебя тоже. Сегодня я тебя спрашиваю, чем ты так занят и куда ты так торопишься, что у тебя нет даже времени взглянуть на небо?

Раби Нахман родился в 1772 г. в Меджибоже на Украине. Правнук великого Баал-Шем-Това, основателя хасидского движения, и внук раби Нахмана из Гродно одного из ближайших его учеников. Раби Нахман ещё совсем в молодости достиг высочайших высот святости и мудрости. Он продолжал совершенствоваться и подниматься всё выше, никогда не останавливаясь на месте. Но при этом был человеком, стоящим на земле и понимающим тяготы и боли самых простых людей. На какой бы низкой духовной ступени ни находился человек, раби Нахман умел найти в нём хорошее и вернуть его к служению Творцу.

Раби Нахман умер в 1810 г., прожив 38 лет. Несмотря на свой молодой возраст, он притягивал к себе от простых людей до больших знатоков в Торе, и праведников своего поколения, которые многие из них были заметно старше его. Все находили в нём своего «ребе», учителя, который давал им поддержку и указывал каждому свой духовный путь в жизни.

Раби Нахман жил в эпоху когда, человеческий разум был на пороге толчка вперёд, сильного прорыва в науке. Рациональное мышление набирало всё большую популярность. Начинались ростки аскалы и эмансипации. Раби Нахман определил наступающее время, сказав «Идёт огромное неверие в мир».

Сегодня спустя 200 лет после его смерти мы знаем насколько он был прав! Только люди с сильной верой смогут выстоять и у них будут на это сильные испытания. Основную поддержку и силу, справиться с этим и другими испытаниями, люди смогут черпать из Итбодедут(уединение с Творцом).

Итбодедут является ключевым советом во всём учении раби Нахмана. Итбодедут от ивритского слова бодед — одинокий, то есть означает наедине (в одиночку) с Творцом. Совет этот находится во многих книгах еврейских мудрецов по морали и исправлению качеств, самых разных времён. Раби Нахман поставил ударение на этом, сделав итбодедут, не ещё одним советом, а основной осью, на которой держится всё духовное продвижение и служение Творцу. Тот час в день, который держит всё остальное время, чтобы человек жил с Всевышним, когда он учится, работает, молится, ест, находится с людьми, то есть всегда. Раби Нахман учил: разговаривай с Творцом, как человек с другом. На том языке, на котором тебе легче говорить, простыми словами. Важно именно говорить словами, а не только обращать мысли к Богу, так как речь обладает большой силой, направить сердце человека по следу произносимых им слов. Даже если можешь сказать, только «Помоги мне» это тоже очень хорошо, продолжай повторять это снова и снова, пока слова сами не польются из сердца. Это некоторые из практичных советов раби Нахмана по итбодедуту. Раби Нахман хотел, чтобы у каждого была своя личная связь с Творцом, чтобы каждый раскрывал перед ним свои самые сокровенные мысли и желания, свои боли и заботы. Тот кто делает итбодедут, вера для него не просто понятие, которое всем понятно и само собой разумеется, а это жизнь, он живёт вместе с Творцом.

Иногда, когда человек уже находится в месте, где нет никого рядом, он один. Могут придти мысли: «Что я сейчас буду говорить, я же смешно выгляжу. Я не умею и т.п.» Перед Ним нечего скрывать, всё открыто, да и главное не нужно.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.