Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография

Окна дома раби Нахмана выходили на рыночную площадь города, где проходила ярмарка. Раби Нахмман заметил одного из своих учеников, который очень сильно спешил на базар. Раби позвал его, когда тот зашел в дом, раби спросил его

— Видел ли ты сегодня небо?

— Нет. — Раби Нахман велел ему подойти к окну.

— Посмотри на улицу и скажи мне, что ты видишь.

— Я вижу телеги, лошадей и людей, которые бегают туда-сюда.

— Через пятьдесят лет будет совсем другая ярмарка, все что ты видишь уже не будет, а будут другие лошади, другие телеги, другие товары и люди будут другие. Меня уже не будет и тебя тоже. Сегодня я тебя спрашиваю, чем ты так занят и куда ты так торопишься, что у тебя нет даже времени взглянуть на небо?

Раби Нахман родился в 1772 г. в Меджибоже на Украине. Правнук великого Баал-Шем-Това, основателя хасидского движения, и внук раби Нахмана из Гродно одного из ближайших его учеников. Раби Нахман ещё совсем в молодости достиг высочайших высот святости и мудрости. Он продолжал совершенствоваться и подниматься всё выше, никогда не останавливаясь на месте. Но при этом был человеком, стоящим на земле и понимающим тяготы и боли самых простых людей. На какой бы низкой духовной ступени ни находился человек, раби Нахман умел найти в нём хорошее и вернуть его к служению Творцу.

Раби Нахман умер в 1810 г., прожив 38 лет. Несмотря на свой молодой возраст, он притягивал к себе от простых людей до больших знатоков в Торе, и праведников своего поколения, которые многие из них были заметно старше его. Все находили в нём своего «ребе», учителя, который давал им поддержку и указывал каждому свой духовный путь в жизни.

Раби Нахман жил в эпоху когда, человеческий разум был на пороге толчка вперёд, сильного прорыва в науке. Рациональное мышление набирало всё большую популярность. Начинались ростки аскалы и эмансипации. Раби Нахман определил наступающее время, сказав «Идёт огромное неверие в мир».

Сегодня спустя 200 лет после его смерти мы знаем насколько он был прав! Только люди с сильной верой смогут выстоять и у них будут на это сильные испытания. Основную поддержку и силу, справиться с этим и другими испытаниями, люди смогут черпать из Итбодедут(уединение с Творцом).

Итбодедут является ключевым советом во всём учении раби Нахмана. Итбодедут от ивритского слова бодед — одинокий, то есть означает наедине (в одиночку) с Творцом. Совет этот находится во многих книгах еврейских мудрецов по морали и исправлению качеств, самых разных времён. Раби Нахман поставил ударение на этом, сделав итбодедут, не ещё одним советом, а основной осью, на которой держится всё духовное продвижение и служение Творцу. Тот час в день, который держит всё остальное время, чтобы человек жил с Всевышним, когда он учится, работает, молится, ест, находится с людьми, то есть всегда. Раби Нахман учил: разговаривай с Творцом, как человек с другом. На том языке, на котором тебе легче говорить, простыми словами. Важно именно говорить словами, а не только обращать мысли к Богу, так как речь обладает большой силой, направить сердце человека по следу произносимых им слов. Даже если можешь сказать, только «Помоги мне» это тоже очень хорошо, продолжай повторять это снова и снова, пока слова сами не польются из сердца. Это некоторые из практичных советов раби Нахмана по итбодедуту. Раби Нахман хотел, чтобы у каждого была своя личная связь с Творцом, чтобы каждый раскрывал перед ним свои самые сокровенные мысли и желания, свои боли и заботы. Тот кто делает итбодедут, вера для него не просто понятие, которое всем понятно и само собой разумеется, а это жизнь, он живёт вместе с Творцом.

Иногда, когда человек уже находится в месте, где нет никого рядом, он один. Могут придти мысли: «Что я сейчас буду говорить, я же смешно выгляжу. Я не умею и т.п.» Перед Ним нечего скрывать, всё открыто, да и главное не нужно.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.