Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора, какой мы видим ее сегодня, это та же самая Тора, которую Б-г даровал еврейскому народу в Синайской пустыне.

Теперь от доказательств, существующих о мудром и благожелательном Б-ге вообще, мы переходим к аргументам, подтверждающим специфические истины еврейской религии и ее источника — Торы. На предыдущих страницах я никоим образом не намеревался перечислять все «доказательства», когда-либо выдвинутые в пользу существования Б-га, каким мы Его знаем. Я просто попытался дать читателю краткий обзор некоторых наиболее часто приводимых аргументов в надежде, что по-настоящему широко мыслящий человек серьезно к ним отнесется.

Тора, какой мы видим ее сегодня, это та же самая Тора, которую Б-г даровал еврейскому народу в Синайской пустыне. Это основополагающий принцип, на котором зиждится иудаизм. Либо наша религия есть Б-жественная система законов и доктрин, либо она — обскурантистское притворство. Третьего не дано.

Религиозная практика может быть окрашена ностальгией или сентиментальностью, может усиливать наше чувство единения с другими евреями или символизировать великие истины. Но если она не предписана Б-гом, то значит для нас не больше, чем разглагольствования блэйковского сказочного единорога.

Фантазии, хотя они часто позволяют заглянуть в самые темные закоулки человеческой души, должны оставаться тем, что они есть, т.е. фантазиями, неправдой. Религию нельзя приравнивать к мифу. Религия, ортодоксальная религия, какой мы ее знаем, должна быть связана с эмирической реальностью. В противном случае она сводится к легендам о Балдере, Одине и других благородных обитателях Асгарда.

Конечно, в сказаниях и легендах различных народов можно найти отражение чувственного восприятия реальности, но, как понимают все здравые люди, в конечном итоге Ньютон и Бэкон были правы: существование действительно существует, а реальность — реальна.

Так как мы сейчас переходим к рассмотрению «исторических доказательств» доктрин Торы, давайте не упускать из виду тот факт, что жизнь имеет две стороны и фантастичский единорог резвится вместе с абсолютно реальным львом. Поэтому при разрешении любых человеческих коллизий дблжно оставлять место и Королю Джунглей и Хозяину Северного Ветра. Истина должна возбуждать наши сердца, но она должна также удовлетворять наш разум и соотноситься с реальностью.

«Традиционное» доказательство существования Б-га и исторической достоверности Торы впервые было четко сформулировано раби Иеудой Алеви в его классическом труде Кузари, где он объясняет сущность иудазима. В основе этой работы — известная история обращения хазар в иудаизм. По легенде, царю хазар во сне было сказано, что «его образ мыслей угоден Б-гу, а его поступки — нет». Услышав эту весть, монарх решил выбрать истинную религию, которая на самом деле будет «угодна Б-гу». Для этого он призвал к себе философа, христианина и магометанина. Неудовлетворенный их ответами, царь обратился к еврейскому мудрецу, который несколько дней рассказывал повелителю об учении Торы. В результате царь и весь его народ обратились в иудейскую веру. Это сочинение раби Алеви, написанное в форме воображаемого диалога между царем и равом, стало одним из основных трудов еврейской философии.

В книге Кузари истинность иудаизма обосновывается главным образом тем, что Откровение в Синае — исторически достоверный факт. Около двух миллионов евреев своими глазами видели и как расступилось море, и как была дарована Тора: и их свидетельства выдвигаются как достаточное доказательство подлинности эти чудес. В анналах других народов нет подобного единодушного подтверждения реальности сверхъестественных событий, в которых люди участвовали сами. Другие религии тоже делают заявления относительно чудес и откровений, но они не подкреплены ничем, кроме сомнительных высказываний предполагаемого пророка или, в лучшем случае, группы его учеников.

Сверхъестественная, вневременная реальность еврейского откровения была признана всеми исраэлитами, и среди них не было ни единого отступника. Это событие ярко запечатлелось в сознании людей и никогда ни у кого не вызывало сомнений за всю четырехтысячелетнюю историю народа Торы, вплоть до пришествия немецких «реформаторов» прошлого века. И сегодня евреи Торы бережно хранять эту преемственность — от времен Моше Рабейну до наших дней.

Во всем цивилизованном мире история воспринимается как рациональная дисциплина, опирающаяся на свидетельства очевидцев, документальные подтверждения, традицию и т.п. Все образованные люди охотно верят в существование Цезаря, Наполеона или Пастера. Никто из ныне живущих никогда не видел этих людей, но исторические факты, указывающие на их реальность, неоспоримы.

Точно так же, в соответствии с требованиями исторической науки, мы можем предоставить все данные, необходимые для установления авторитетности традиции Торы. У нас есть письменные документы, тщательно сбереженные с того дня; мы располагаем свидетельствами двух миллионов очевидцев; мы храним неразрывную цепь традиции — от дарования Торы и до нашего времени.

Усомниться в достоверности Синайского Откровения было бы признаком патологического упрямства со стороны еврея. В течение примерно 1380 лет после получения Торы евреи жили на земле Израиля, в тех местах, где все напоминало о чудесных событиях, в которых участвовали их праотцы. Все знали точное место, где Б-г раздвинул воды Красного моря и реки Иордан, где похоронены святые, упомянутые в Писании. Кроме того до разрушения Первого Храма у народа Израиля еще был подлинный текст Торы, записанный рукой Моше, подлинные каменные скрижали, кувшин с образцом манны и золотой сосуд, который филистимляне послали евреям, возвращая Ковчег Завета.

Новейшие научные исследования и открытия подтвердили реальность многих событий, описанных в Торе, опровергли многочисленные положения «Библейской критики», появившейся в XIX веке. Мы не имеем возможности привести их здесь из-за недостатка места. Рекомендуем читателю обратиться к работам, упомянутым в сносках 7-11 к гл. IV. Подобные эмпирические свидетельства, конечно, могут быть подвергнуты сомнению и критике. Однако беспристрастному наблюдателю, неверие которого еще не превратилось в непробиваемую идеологию, исторические доказательства подлинности Торы покажутся вполне убедительными.

Как следует из Писания, древним евреям отнюдь не предназначалась роль безгласного, покорного народа. Время от времени — до и после Синайского Откровения — они восставали против авторитета своего лидера и нередко ставили под сомнение законность миссии Моше. Случалось даже, что они теряли веру в милосердие и сострадание Б-га. Но никогда ни при каких обстоятельствах поколения пустыни не допускали сомнения в подлинности Тора мин ашамаим — Торы с Небес. Даже самые непростительные грехи того периода — поклонение золотому тельцу и клевета разведчиков, ярко продемонстрировавшие неверие людей в могущество Б-га, объяснялись виновниками не как отрицание истинности Торы, а как ошибочное толкование Б-жественных заповедей. Достоверность откровения Б-га на Синае не подлежит сомнению, и заинтересованному еврею можно предъявить еще много доказательств того, что наша Тора на самом деле есть «именно та Тора, которую Б-г явил детям Израиля».25

Более того, доводы «традиционного» доказательства дают еврею некоторую свободу выбора между классическими доказательствами (такими, как космологическое и телеологическое, которые переоценивают способности и разум человека) и их противоположной крайностью — простой верой, напрочь лишенной рационального элемента. Другими словами, рассматривая Б-жественное Откровение как событие таинственное, но исторически реальное, в котором на самом деле участвовала вся еврейская нация, еврей способен выйти за пределы предполагаемых диалектик — «религия против разума» или «религия против материализма». Весь народ свидетельствовал о двух основных принципах иудазима: 1) Б-г существует; 2) Тора — Б-жественного происхождения. И не имеет значения, веришь ли ты в Б-га без рассуждений, либо рассуждаешь, исходя из факта существования Б-га. Нужно просто признать реальность Синайского триумфа и авторитет предания, повествующего об этом событии. От основного труда Устной Торы — Мишны**** — и далее, через труды Маймонида и других еврейских мудрецов, до наших дней тянется неразрывная цепь традиции, служащая гарантией подлинности нашей Торы, которую «Моше получил на Синае».

С разрешения издательства Швут Ами