Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Молчание полезно мудрецу. А тем более — глупому»В. Талмуд, Псахим 99
Если ребенок испытывает трудности в исполнении заповедей или изучении Торы, лучшим методом было бы попросить его помочь в подготовке учебных материалов.

Мы находим уместным в заключение процитировать слова, ярко отражающие духовный кризис, переживаемый запутавшимися молодыми людьми. Слова эти способны вызвать возмущение. Но тот, кто почувствует, что в состоянии делом ответить на выраженные в них претензии, может считать, что он, безусловно, извлек пользу из прочитанного. Собственно, это и было целью нашей брошюры.

Приводимые высказывания звучат тем горше, что юноша, которому они принадлежат, ушел от нас. Он погиб в тяжелой аварии, да простит Милостивый Господь его и наши грехи.

Монолог «разгильдяя»:

…Попытайся понять, что это значит — просыпаться по утрам и знать, что тебя ждет еще один день пыток и мучений. Если не помолишься — будешь плохо чувствовать себя весь день. Ничто не поможет. Я уже два года не молюсь и чувствую себя ужасно. Я боюсь геенны. Пытаюсь не думать об этом, но ничего не получается! Что же делать? Молиться? Но и тогда тебя ждет геенна! Почему? Да потому, что во время молитвы ты только и ждешь, чтобы она скорее кончилась. Терпения не хватает. Ты умираешь от скуки. Допустим, ты попытаешься молиться всерьез. Но это невозможно! Допустим, ты изо всех сил стараешься, не отвлекаешься ни на что, у тебя уже почти получается… И что же? Оказывается, ты лезешь из кожи вон, чтобы «выпендриться» перед другими, и это тогда, когда предстоишь самому Господу Б-гу?! Ну, погоди! «Там» тебе покажут, чего ты стоишь на самом деле, лицемер несчастный!.. Начинается «седер». Опять часами «просиживать штаны» и умирать со скуки… Попробовать учиться всерьез? Но ты не любишь это дело. Сколько можно заниматься тем, чего не любишь? Почему я не люблю учиться? Потому что это трудно. Голова раскалывается, глаза глядят в одну точку, ничего не понять, и потом — все равно ничему не выучишься, только мозги себе заморочишь. Чему ты научишься? Кто способен без конца усердствовать, не надеясь получить хоть какое-то воздаяние? Приобретешь Грядущий Мир?

Как же, размечтался! И даже то немногое, что ты выучил, — это не во имя «самой Торы» и даже не во имя того, чтобы дойти до этого самого «во имя». Что же из тебя получится? Начинаешь завидовать «хозрим бтшува». Им-то здорово! Стоит им раскрыть молитвенник — они и читать-то толком еще не умеют — а все уже бегут к ним с распростертыми объятиями! Глядишь, они уже лекции читают — а сами-то не знают еще ни бельмеса! Тебе бы так! Недурно получается — наворотить все мыслимые и немыслимые грехи, а потом угодить в праведники! Сперва завидуешь, но со временем понимаешь, что и им подсунули «гнилой товар», что и они «влипли». Может, им придется не так туго, как тебе, но все же и им достанется… И тогда ты начинаешь думать о том, что, пожалуй, лучше всего прибиться к нерелигиозным. Весь земной мир твой — и никакой геенны! Они-то, бедненькие, отлично устроились! Тоже мне, «плененные во младенчестве»! Раз у них нет заповедей, значит, нет и грехов! И не придерешься! Мне бы так!

Так и слоняешься, терзаемый снаружи и раздираемый изнутри. Вот-вот взорвешься, спятишь. В конце концов либо тебя выгоняют, либо сам уходишь из ешивы.Пытаешься прибиться к нерелигиозным, стать, как они. Не тут-то было! Ты ведь не такой, как они, ты знаешь истину, ты ведь не «плененный во младенчестве»! Пытаешься стать еретиком, отбросить веру. Пробуешь уверовать во все их бредни — теория эволюции и тому подобное, но ничего не выходит! Это та же вера, только вера идиотов. В глубине души истина останется навсегда — ничего не поможет! Ты-то думал, что среди них есть мудрецы — доктора наук, профессора… Ты думал, что раз они — еретики, значит, в этом что-то есть. Очень быстро ты убеждаешься, что все их теории — бред, что все они понимают вдвое меньше тебя. Просто идиоты, живущие, как скоты, и не умеющие думать. И все же ты им завидуешь. Тебе бы ужасно хотелось быть таким, как они. Но у тебя ничего не выйдет! Так что же делать? Деваться некуда! Тебя в любом случае ждет геенна, тебе надо избежать этого. Легче избежать этого «там», а не в ешиве, да и приятнее…

Высказывание приведено почти дословно, за исключением слов, которые печатать нельзя. Монолог достаточно красноречив сам по себе, но добавим, что юноша закончил свои речи горьким сарказмом, смехом сквозь слезы.

Первое, о чем спросили парня, когда он хоть как-то успокоился, было: «Правильно ли мы поняли? Ты полагаешь, что Всевышний требует от тебя того, что тебе не по силам? Так?»

Он на минуту задумался и ответил: «Теоретически это не так. Разумеется, Всевышнему известно, на что я способен, а на что нет. Я знаю, что Он желает мне добра и хочет, чтобы я преуспел… Но на самом деле я всегда себя чувствовал именно так, чувствую так и поныне. Я ничего не могу с этим поделать, разумные доводы тут не помогают…»

Невозможно ярче описать степень влияния отрицательных условных связей на душу воспитуемого. Этот несчастный парень никогда не имел возможности почувствовать, что он поступает правильно. Все его поступки вызывали резкую критику, нотации, бесконечные трудновыполнимые требования. В результате он перенес отрицательные эмоции, вызванные таким «воспитанием», на саму службу Всевышнему! И это несмотря на постоянные внушения, что Всевышний — Любящий и Милостивый Отец, желающий оправдать его во всем и в любом его поступке найти долю правоты. Ничто не могло помочь и восполнить ущерб, причиненный таким «воспитанием»! Его сознание формировалось под влиянием общей атмосферы, а не словесных уверений. Атмосферы, при которой парень чувствовал, что его воспитатели ищут во всех его поступках повод для новой критики и новых нравоучений. Это привело к тому, что ему стало казаться, будто Господь тоже так к нему относится. Кто бы выдержал подобное испытание?

В самых резких выражениях этот человек выразил свое отвращение к изучению Торы, свое отчаяние и ощущение полной бессмысленности своих усилий. Правда, вскоре выяснилось, что дела обстоят не совсем так. Педагог, беседовавший с ним, был в то время главой небольшой ешивы. Он попросил парня «помочь» ему в подготовке к урокам, и парень взялся за работу с огромным энтузиазмом! Часами он просиживал за книгами, и это давалось ему с легкостью! То же самое происходило и тогда, когда его попросили, за вознаграждение, помочь отстающему в учебе мальчику. Несомненно, единственной проблемой этого юноши была неудача, которую он потерпел раньше. Все остальное — следствие этой неудачи, а никак не причина.

В предисловии к нашей брошюре, говоря о грустном явлении, с которым нам приходится сталкиваться, мы упомянули, что многие родители зачастую отмахиваются: «С нами этого не случится». Надо сказать, что родители этого юноши тоже годами ничего не замечали и тешили себя иллюзиями. До вполне зрелых лет он вел себя прекрасно, считался лучшим учеником в классе! Никто не видел, что творилось в его душе, — до момента срыва. А тогда было уже слишком поздно!

Оговоримся — речь идет о самом тяжелом осложнении. Мы не можем здесь порекомендовать читателям, как следует действовать в столь «запущенных» случаях. Советуем только помнить, что, как показывает опыт, предложенный нами подход к воспитанию является единственным средством профилактики подобных случаев. И работу с молодыми людьми, которые уже «переступили черту», следует вести в соответствии с этими принципами. Но тут все обстоит гораздо сложнее. Здесь требуются гораздо большие усилия и гораздо более изощренные методы. Этот пример мы привели для того, чтобы дать представление об атмосфере, окружающей многих молодых людей, которых, в той или иной мере, может постичь участь этого парня.

Несомненно, применение правильной педагогической методики в работе с воспитанниками даст им возможность получать духовное наслаждение от своих усилий и занятий, приобрести положительные условные связи, что непременно поможет избежать многих бед и встать на ноги тем, кто все же оступился.

Если мы удостоились того, чтобы внести хоть малую лепту в это святое дело, то да будет наш труд памятником юноше, о котором мы говорили выше, и да приобщится его душа к Венцу Жизни!

Амен!


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе