Из цикла «Дерех Ашем, главы из книги», темы: Удовольствие, Цель творения, Моше Хаим Луццато, Благословения, Биркат а-Мазон, Дерех Ашем, Благодарность
[1] Служение по обстоятельствам обусловлено различными событиями, происходящими с человеком на протяжении всей его жизни. Оно может относиться к еде, одежде и всем другим человеческим нуждам, а также к социальной активности человека.
Все эти (виды служения) основаны на принципах, объясненных нами в предыдущих частях, то есть, что нет в мире ни одного объекта, закона или события, которые не служили бы достижению истинной цели Творения, о которой мы говорили выше. И чтобы полностью достигнуть ее, понадобились все эти детали в границах, в которые они поистине заключены. Однако необходимость всех этих деталей и их форм следует из различных частей и уровней Бытия и воздействий на них свыше.
В отношении каждого объекта или события были даны заповеди, чтобы установить явления на стороне добра, а не на стороне зла. Когда действия человека не выходят за рамки границ, определенных заповедями, все эти объекты и события реализуются как добро, и от них притягивается благо и исправление.
Если же эти границы не соблюдаются, действия остаются на стороне зла, и через них распространяется нечистота и скверна; великая тьма заслоняет Высшее сияние, и умножается сокрытие, а за ним и все его плохие порождения, как мы упомянули, все соответственно реалиям того явления, чьи границы не соблюдались, и его отношению к человеку, и согласно его месту в общем цикле и круговороте Бытия, идущего к совершенству, как мы упомянули выше.
[2] На подобные же основания опираются и благословения, установленных нашими Мудрецами по поводу каждого явления мира и получения удовольствия от него.
Корень всех их — Послетрапезное благословение (Биркат амазон), заповеданное нам Торой. Мы уже объяснили, что все явления, существующие и установленные в природе, направлены к общей цели, то есть, достижению всем Творением совершенства. Доля каждого из них в этом деле определяется его уровнем, который оно занимает в истинной реальности.
Человек влечется за зовом природы и действует, согласно своему природному закону. Но он должен постоянно направлять себя к служению Всевышнему и к тому, чтобы все его действия эффективно служили достижению этой цели, каким бы путем он ни шел, в соответствии с тем, как поистине упорядочены объекты. То есть, существуют объекты, которые служат этой цели (служению Всевышнему) непосредственно, а есть такие, которые служат другим объектам, а те — другим, до тех пор пока после большой трансформации многих явлений, порождающих одно другое, не достигнут ее (цели).
Но всяким объектом, на какой бы ступени он ни находился, следует пользоваться только с этим намерением, с тем, чтобы, хотя бы и после десяти вспомогательных ступеней, он привел к достижению цели. Никакой объект не должен использоваться для какой-либо иной цели, например, для утоления животных страстей или стремления к излишествам. Покуда объекты сохраняются в границах, установленных для них Б-жественной Торой, все они, действительно, помогают человеку в достижении его цели и считаются частью Служения.
Тора научила нас, что, после того как мы насладимся едой и питьем, мы должны возблагодарить Б-га и благословить Его Имя. Тем самым мы возвращаем эту вещь к ее истинной цели: помогать нам в достижении главной цели, о которой мы упоминали. И тогда получится, что Слава Всевышнего возвеличивается тем, что Его желание исполняется и Его замысел осуществляется. В этом, в общих чертах, заключается значение Послетрапезного благословения и всех прочих благословений после получения удовольствия.
Кроме этого, Мудрецы установили благословения перед получением удовольствия еще и для того, чтобы человек, перед тем как воспользоваться этим миром, произносил Имя Всевышнего и благословлял Его, памятуя, что это благо пришло к нему от Б-га. И чтобы он имел в виду истинную суть этого добра, которое не является просто телесным наслаждением, но действительно приготовлено Всевышним для того, чтобы помочь человеку в достижении истинного блага, как мы упомянули. И когда человек предваряет таким образом каждое действие, то оно все окажется на стороне добра, а не на стороне зла, и с его помощью человек исправляется и возвышается, а не портится и не принижается, как мы упомянули.
[3] Наши Мудрецы установили также благословения перед выполнением заповедей как выражение любви к заповедям. Мы благодарим Б-га за то, что Он нашел нас угодными Ему и снабдил столь мощными средствами исправления. Получается, что посредством этого (благословения) действие еще больше возвеличивается, и человек получает помощь от Всевышнего для его исполнения. Ибо правило таково: по тому воодушевлению, с которым человек обратился к Б-гу, будет и помощь от Него, много ли, мало ли. Это верно в отношении любого действия, как такового, и уповающий на Ашема счастлив!
Закончено а завершено, хвала Б-гу, Творцу Мира
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»