Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Удовольствие

Удовольствия — это те положительные эмоции, которые мы испытываем, когда удовлетворяются наши потребности. Все люди стремятся к удовольствиям, одни — к материальным, другие — к духовным, и это стремление — главная движущая сила человека. Современное общество часто называют обществом потребления, но на самом деле — это общество погони за удовольствиями. Это статья поможет понять, делают ли человека счастливым удовольствия и погоня за ними.

Оглавление

Человек рожден для страданий? [↑]

Как известно, иудаизм полностью отвергает идею, согласно которой человек рождается для страданий и должен поэтому отказывать себе во всех удовольствиях. Напротив, иудаизм полагает, что радости этого мира были созданы для человека, и, отвергая удовольствия, человек отвергает доброту Б-га.

Закон велит радоваться в праздники, сопровождая их веселым застольем и песнями, достойно одеваться, есть здоровую и вкусную пищу и жить со всеми удобствами. Иудаизм наставляет евреев не бежать от мира, но жить в нем, вступая в брак и рожая детей. «Служите Б-гу с радостью» — основной принцип иудаизма.

Иудаизм призывает к разумной, уравновешенной жизни: не отказывая себе в радостях мира, не терять ощущения меры, контроля над собой и помнить о том, что истинная награда и подлинное наслаждение ожидает нас в Грядущем Мире.

Все люди на земле отличаются друг от друга, но есть что-то, что объединяет их всех без исключения, и злодеев, и праведников — желание получить удовольствие. Мы ощущаем удовольствие от съеденного, услышанного, увиденного, прочитанного… Можно сказать, что желание получить удовольствие толкает человека к действию. Это желание играет роль двигателя, — подобно тому, как опасение перед страданием является тормозом для действия.

Каждый человек рожден, чтобы получать удовольствие, и всю свою жизнь все только тем и занимаются, что стремятся к нему. Мы отличаемся друг от друга только тем, какие удовольствия мы выбираем.

Учит Рамхаль в «Месилат Йешарим», что высшее, истинное, самое утонченное удовольствие человек получает лишь в Мире Грядущем, но путь туда пролегает через тот мир, в котором мы сейчас пребываем. И находимся мы здесь для того, чтобы выполнять заповеди, служить Вс-вышнему и проходить уготованные нам испытания. А все удовольствия этого мира следует рассматривать только как помощь в достижении главной цели. Они необходимы для того, чтобы человек был умиротворен, спокоен и смог сосредоточиться на возложенном на него служении.

Измерить удовольствие [↑]

Виленский Гаон в комментарии на «Песнь Песней» пишет, что изначально Вс-вышний дал человеку четыре чувства как четыре пути получения удовольствия от этого мира: зрение, слух, обоняние и вкус. После греха Адама два из них вообще перестали работать, и сейчас у нас нет удовольствия от видения и слышания; от запаха осталось меньше половины, и только одно осталось целиком — это вкус.

Насколько бы неожиданным ни показалось это утверждение, тем не менее получается так: нам кажется, что мы получаем удовольствие от видения и слышания, но на самом деле, с точки зрения Торы, — это полный ноль, вообще ничего. Доказательство этому мы находим в алахе: на еду у нас установлены разные благословения, на запах есть только два, а на видение и слышание благословений никаких нет.

Дальше Виленский Гаон пишет об удовольствиях неба и земли и отмечает, что удовольствие, которые мы получаем от неба (как в прямом, так и в переносном смысле) — более тонкое, эфемерное, а удовольствие, которые мы получаем на земле, — более грубое, четкое, большое, многогранное.

Все «земные» удовольствия работают по тому же принципу, по которому работает удовольствие от вкуса еды: с одной стороны, мы понимаем, что это удовольствие низкого уровня, а с другой стороны — оно ощущается ясно и однозначно. Все физические удовольствия работают именно так: ясно, просто, понятно, и никого не требуется специально обучать наслаждаться ими.

Если же мы хотим получить удовольствие духовное, то это не так просто. Даже научиться получать удовольствие от запаха — это процесс, которому нужно учиться.

Если мы не будем учиться получать удовольствие от музыки, от живописи, то мы этого удовольствия никогда и не ощутим. Но чем больше мы будем в себе этот навык вырабатывать, тем в большей степени мы сможем музыкой или живописью наслаждаться.

Но что значит здесь «больше» или «меньше»? Очевидно, что мощность удовольствия измерить трудно, тогда как его продолжительность и время его послевкусия и воспоминания о нем, измерить можно. И если процесс еды и удовольствие от еды можно получать лишь несколько минут, то от музыки, например, в зависимости от того, насколько человек в этой области тренирован, — несколько часов.

И если посмотреть на второй параметр, то мы увидим, что воспоминания о еде выветриваются практически сразу, а воспоминания о музыке могут жить в сердце месяцами. Таким образом, человек, обученный получать духовные удовольствия: от учебы Торы, от молитвы — объективно получает больше удовольствия, чем тот, что привык лишь к удовольствиям материальным: и по протяженности, и по остаточному эффекту.

Благословения и удовольствия [↑]

Если поразмыслить, то станет понятным, что удовольствие, получаемое от еды — это часть механизма, защищающего человека и животных от вымирания. Вс-вышний создал для этой цели голод, сигнализирующий о потребности восполнить запас энергии в организме, и в помощь голоду — удовольствие от съеденной пищи. То, что мы получаем удовольствие от мира, — это проявление огромного милосердие Творца. Ведь если бы у еды не было вкуса — кто бы ел?!

Сказано в Теилим: «Вс-вышнему принадлежит земля и все, чем она полна» (24:1). Людям дано право наслаждаться миром, принадлежащим Творцу, но перед этим они должны произнести благословение, в котором они как бы просят разрешения у Него на пользование всяческими благами.

Говорят мудрецы: «Нельзя получать удовольствие от этого мира без благословения. Насладившийся чем-либо без брахи — взял не свое». Если люди, получая от объектов материального мира выгоду или физическое удовольствие (самый простой пример этому — еда и питье), не произносят благословения, — подчеркивается в трактате «Брахот», — они как будто бы совершают кражу. Ведь всеми объектами материального мира владеет Вс-вышний.

В целом, запрет на получение удовольствия, — объясняют Учителя, — относится к миру физического, «телесного» (скажем, прием пищи и питье — удовлетворение потребности человеческого тела в еде и жидкости). Ароматы же — это удовольствия души.

Благословение на еду (на удовольствие тела) обязательно «прикреплено» к конкретному виду пищи и связано с количеством съеденного. Насытившись, люди довольно долго не испытывают голода и не нуждаются в еде.

С духовным удовольствием — по-другому. Человек получает удовольствие от приятного запаха лишь в тот момент, когда он вдыхает его. Запахом нельзя «насытиться», его нельзя накопить впрок.

Так и духовность человека. Она постоянно накапливается только в тех случаях, когда человек «прикреплен» к Источнику духовности и не теряет с Ним связь.

Удовольствия этого мира — как сон [↑]

Каждую субботу перед тем, как прочитать завершающее благословение после трапезы, мы поем слова 126-го псалма: «Когда возвратит Вс-вышний пленников Сиона, будем мы как во сне».

Объясняет «Ликутей раби Моше-Яаков», что все соблазны и удовольствия материального мира подобны снам. Человек спит и видит сладкий сон. Но пробуждение уже не столь сладко, и вскоре у него остается лишь смутное ощущение утраты и горькое послевкусие.

В жизни человек может купаться в роскоши, приобретать за деньги разнообразные наслаждения, и ему кажется, что так будет продолжаться вечно. Но приходит пора пробуждаться, и он остается ни с чем.

Удовольствие, которое рано или поздно закончится — никакое не удовольствие. Ведь в тот момент, когда оно заканчивается, мы остаемся ни с чем. Настоящее наслаждение длится вечно. А это возможно только в Грядущем мире.

Поэтому и сказано: «Когда возвратит Вс-вышний пленников Сиона, будем мы как во сне». Тогда земля наполнится знанием, и всем станет ясно, что удовольствия этого мира подобны снам. И мы — словно спим и видим сны.

Сатан, он же — йецер hа-ра (дурное начало) усыпляет человека, погружает его в дрему, увлекая удовольствиями и соблазнами. Человеку кажется, что он наслаждается, но на самом деле он просто спит и видит сны, сгенерированные Сатаном. И как только проснется — от удовольствия не останется и следа. В реальности его ждет лишь сожаление о потерянных днях и годах.

Погоня за удовольствиями [↑]

В наш век массового потребления стремление испытать все удовольствия материального мира захватывает не только светское население, но и религиозное. Многие религиозные евреи настолько сосредоточены на букве закона, что в стремлении выполнять ее, забывают об истинных еврейских ценностях. Гедонические ценности, облаченные в кошерные одежды, завладевают умами и чувствами людей.

В прошлом возможности религиозного еврея, если бы он захотел «убить» время, были весьма ограничены. Кошерных ресторанов было мало, кошерных увеселительных заведений и вовсе не было. Но за последние десятилетия возникла в США и стала распространяться в других странах целая индустрия, плодами которой религиозные евреи вполне могут пользоваться. Девиз этой индустрии — «наслаждайся, получай удовольствие!», ведь на всем в ней стоит печать кашерности, а для особо строго соблюдающих — и суперкашерности. Люди получают послание: «все, что есть у неевреев, теперь есть и у нас».

В результате произошло некое смещение ценностей: скрупулезно соблюдая алахические правила (что, безусловно, очень важно), евреи начали забывать о том, что чрезмерное желание наслаждаться материальными благами — противоречит сути еврейских законов. Ведь цель жизни каждого еврея — приблизиться к Творцу, а это означает — наполнить свою столь короткую жизнь в этом мире высокой духовностью, стремлением к истинным, возвышенным еврейским идеалам, воплощая их в повседневной жизненной практике.

Еврейская традиция никогда не была аскетической. Но теперь появилась реальная опасность подмены еврейских ценностей — погоней за удовольствиями. А это, как отмечает в своей книге «Ховот а-левавот» («Обязанности сердец») раби Бахье Ибн Пакуда способно разрушительно воздействовать на личность.

Инстинкты могут пробудить в человеке жажду обогащения. И тогда неизмеримо возрастает опасность, что он, потакая своим прихотям и желаниям, превратится в раба собственного неуемного стремления к роскоши и высокому положению в обществе. Материальный мир притупляет его слух и зрение, и он теряет способность видеть и слышать что-либо, кроме зова своей животной души. «Зло твое накажет тебя, — говорится в книге пророка Ирмияу, — и необузданность твоя обличит тебя» (гл. 2 ст. 19).

Доставить удовольствие ближнему [↑]

Если и призывает нас Тора заботиться об удовольствии — то об удовольствии ближнего, а не своего собственного. Написано в Месилат Йешарим (гл. 19): «Каждый человек должен стремиться сделать для ближнего все, что в его силах, чтобы доставить ему удовольствие и душевный покой, в том, что касается уважительного отношения к нему, и во всех других делах. Всякое дело, о котором знает человек, что, сделав его, доставит удовольствие товарищу, — праведный человек обязан сделать».

И вот важный принцип гмилут хасадим: идти навстречу желаниям всех людей. Недостаточно одного только общего стремления делать добро; необходимо еще стараться предугадать желания ближнего, понять, что могло бы доставить ему удовольствие. Для этого нужно немало мудрости, ибо взгляды и мнения людей различны, и то, что хорошо и правильно в глазах одного, может оказаться неприемлемым для другого.

Выводить материалы

Воспитание детей 6. Удовлетворение

Ципора Харитан,
из цикла «Воспитание детей»

Чтобы понять и постичь 24. Как можно соблюдать еврейские законы и в то же время оставаться современным человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Считается, что современному человеку нет дела до «каких-то там законов, которые были приняты 2000 лет тому назад». На самом же деле, именно новомодные веяния спустя мгновение могут быть выброшенными на свалку истории, тогда как вечные традиции еврейского народа будут актуальными всегда.

Чтобы понять и постичь 25. Почему иудаизм не может позволить больше демократии в установлении законов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Только Тот, кто находится над этим миром, может знать, что плохо, а что хорошо. Человек не вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения. Это одна из причин того, что религиозные евреи не полагаются на свои собственные познания в том, что касается Галахи.

Урок для женщин. Песнь песней 5. Удовольствие от жизни

Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»