Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если нужно дать человеку испытание, зачем успокаивать его и сообщать, что всё это — только для удовольствия и во благо?

Проследим, как раскрывается тема испытания праотца Авраама в трёх поколениях мудрецов: в книгах — «Паним Яфот» р. Пинхаса Горовица, «Торат Моше» его ученика р. Моше Софера и «Ктав Софер» сына и ученика р. Моше — р. Авраама-Шмуэля-Биньямина. Комментируется начало главы.

И сказал Б-г Авраму: «Иди себе (лех леха לך לך) из земли своей, из родины своей и из дома отца своего в землю, которую укажу тебе. И сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будет благословение».

Сначала р. Пинхас приводит толкование Раши: «иди себе» означает «иди для себя», — «для удовольствия своего и для блага своего (ле-hанаатха у-ле-товатха להנאתך ולטובתך)», после чего задаётся следующим вопросом: поскольку призыв покинуть родной дом и отправиться в другую землю был испытанием для праотца, зачем нужно было уменьшать сложность этого испытания посулами многочисленных благ? Ведь если бы Творец не обещал Аврааму всех благословений и выгод, решиться на переезд было бы труднее! Раби Пинхас пишет: «Неудачным ответом будет предположение, что всё испытание заключалось в проверке, поверит ли наш праотец обещаниям Создателя (поскольку это не назовёшь “испытанием” для Авраама). В действительности же надо ответить согласно правилу, упомянутому нами в истории последнего испытания Авраама (принесения Ицхака в жертву)».

Те заповеди, в которых нет телесного удовольствия (Тфилин, кисти Цицит и т.п.), награждаются только в лучшем мире. Об этом сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 39): «Награды за заповедь в этом мире нет». Но есть заповеди, при исполнении которых присутствует телесное удовольствие — наслаждение Субботой, радость праздника и т.п., и при исполнении этих заповедей Стремление Злое (йецер hа-ра יצר הרע) толкает человека к эгоистическому намерению (соблазняет думать о собственном удовольствии, а не о высшем смысле совершаемого). И целостный человек, очищая себя от этого, старается, чтобы не пришла ему мысль об удовольствии и радости тела, ведь только тогда у Стремления Злого не будет доли в исполнении заповеди (ибо останется только намерение исполнить Волю Создателя). И за это полагается человеку награда даже в этом мире — мера за меру (мида ке-негед мида מדה כנגד מדה): за то, что он переборол желания тела.

И это было сутью испытания Авраама: его помышление должно было быть только об исполнении заповеди, несмотря на то, что Вс-вышний обещал ему великую награду (в этом мире)… И можно сказать, что так объясняются слова «и будет благословение»: благословение обязательно будет — но пусть оно будет само по себе, не думай о нём специально, не нацеливайся на его получение.

Ученик р. Пихнаса, великий р. Моше Софер пишет: Выражение «иди себе», т.е., «иди для себя», как его комментирует Раши («для удовольствия своего и для блага своего»), можно объяснить в связи с тем, что праотец Авраам исполнял всю Тору до её Дарования (Талмуд, Кидушин, лист 82). Это называется (как указано в Талмуде, Авода Зара, лист 3), «не приказано [ему], но делает». И есть такой Закон (Талмуд, трактат Бава Меция, лист 101), что «спускающийся в поле ближнего своего без разрешения и сажающий на нём (т.е., если человек возделал чужую землю без ведома хозяина) получает зарплату, как арендатор», — в том случае, если это поле всё равно предстояло засеивать (если же хозяин держал поле не для этой цели, работа самозванного помощника не оплачивается).

Тора — заповедь Б-га Земли (т.е., рассчитана, прежде всего, на Святую Землю), и именно там, на Святой Земле является (в соответствие с вышеприведённым законом) тем «полем», которое всё равно должно быть засеяно (рано или поздно), и там (на Святой Земле) даже тот «работник, который возделывает землю без разрешения Хозяина» (т.е., Авраам, до Дарования Торы не имевший приказа её соблюдать), всё-таки получит награду (как в Законе с арендатором). И, конечно, такая награда невозможна в земле, из которой уходил Авраам, ибо там его соблюдение Закона (подобное засеиванию поля без разрешения хозяина) не будет «оплачено», ведь там «поле» и не должно засеиваться (то есть, территория вне Святой Земли изначально не рассматривается как хорошее место для соблюдения Законов Торы; разумеется, если еврей уже попал на такую территорию, он обязан придерживаться всех законов, однако до Дарования Торы предполагалось, что «поле еврейской жизни» должно обрабатываться и засеиваться именно на Святой Земле). Поэтому получается, что переезд Авраама в Святую Землю действительно был «для удовольствия его и для блага его», ибо связан с возможным только там получением награды за не предписанное Хозяином соблюдение Закона.

И, хотя (как известно из многих мест Талмуда, например, трактата Недарим, лист 16) «заповеди даны не для удовольствия», а для возложения бремени на человека, это касается тех, кому приказано соблюдать Закон. Тот же, кто не обязан это делать и по собственной инициативе соблюдает Законы Торы, может делать это и для удовольствия, и поэтому Б-г сказал Аврааму, чтобы он шёл в Святую Землю «для удовольствия своего и для блага своего» (из чего следует, например, что женщина, исполняющая заповедь, которую не обязана делать — сидящая в Суке или пришедшая на урок Торы — может делать это не только ради Вс-вышнего, но и ради собственного удовольствия).

Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер задаёт тот же вопрос, что и р. Пинхас в книге «Паним Яфот»: если нужно дать человеку испытание, зачем успокаивать его и сообщать, что всё это — только для удовольствия и во благо? Раби Авраам пишет: «Видится мне, что Творец дал Аврааму эти обещания удовольствия и блага, чтобы увеличить следующее испытание. Ведь когда Аврааму было сказано, что Творец благословит его и возвеличит имя его, и Авраам пошёл в Землю в предвкушение этого (аль даат кен על דעת כן), то, как только пришёл в Землю, сразу начался голод. То есть, было у него серьёзное основание, чтобы досадовать на Б-га, но он этого не сделал, и это — большое испытание».

Сравнивая три комментария, сразу видим, что второй и третий аккуратно, не прямолинейно — но всё-таки оспаривают мнение первого. Ведь р. Пинхас утверждал, что обещания удовольствий и благ были даны Аврааму для затруднения переезда — т.е., специально чтобы он о них не думал (праведник должен был показать выдержку и не вспоминать о том, что ему обещали, чтобы силы зла, живущие в каждом человеке, не участвовали в исполнении Приказа Творца). Раби Моше (ученик р. Пинхаса), похоже, не согласен: Авраам имел право получать удовольствие от заповедей — так как ещё не был обязан их соблюдать (думать при исполнении исключительно о самом Приказе должен только тот, кому исполнять Закон действительно приказано свыше). А р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, кажется, растолковывает сказанное отцом: ведь если Авраам мог получать удовольствие от заповедей, и, следовательно, имел право держать в голове сообщение Творца о том, что переезд организуется для его собственного блага (как написано прямо в комментарии: «Авраам шёл в Землю именно в ожидании обещанного»), зачем тогда было это сообщать — это же уменьшает испытание! И «Ктав Софер» поясняет: сообщение о благах и благословениях было дано, чтобы увеличить сложность следующего этапа (когда начнётся голод)…

Возможные же особые причины несогласия обоих великих представителей семьи Софер с методом комментирования, избранным в этом месте р. Пинхасом, оставим, пожалуй, за пределами обсуждения…

Из «Книги для изучения Торы»


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше