Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сион

Сион (Цион) — один из холмов Иерусалима, примыкающий к Старому городу Иерусалима с его южной стороны. Здесь находилась резиденция царя Давида. Сион стал символом колена Йеуды, Иерусалимского Храма, Иерусалима и вехой для возвращения евреев из изгнания в Святую Землю. Сион дал имя движению сионизма, целью которого стала политическая борьба за переселение евреев в Землю Израиля.

Оглавление

Город Давида [↑]

Изначально, Цион — это название крепости йевусеев, которую покорил царь Давид (II Шмуэль 5:6-9). Он решил укрепить это место и разместить здесь свою резиденцию. Месту дали название — Ир-Давид («Город Давида»).

Не так давно Израильское Управление древностей официально подтвердило, что в результате раскопок в т.н. «Городе Давида» были обнаружены руины крепости, датировка которой примерно совпадает с эпохой Судей и первых еврейских царей и существование которой до сих пор отрицалось учеными.

Если представить себе Иерусалим того времени, то дворец царя Шломо стоял ниже Храма по склону горы (II Мелахим 11:19), отгороженный от него каменным забором, место дворца царя Давида — ещё ниже.

Символика Сиона [↑]

Исходя из этой географии, становится понятна и символика Сиона как предгорья, предтечи, предвестия Храмовой горы. У Пророков (особенно у Йешаяу) и в Псалмах Сион часто употребляется как синоним Иерусалима, как его титул или даже — ипостась: «Ки ми Цион теце Тора у-двар а-Шем ми-Иерушалаим» — «Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Б-га — из Иерусалима» — так, по пророчеству Йешаяу (2:3) будут говорить народы, когда придет Машиах, и так говорим мы, каждый раз доставая Свитки Торы из Ковчега в синагоге. Сион в данном контексте — символ Синайского Откровения, а Иерусалим — символ будущего Избавления.

Такой же символикой проникнуты строки Пророка Зехарии (Зехария, 9:9) «Возликуй, дом Цийона». В Псалмах (Псалмы, 2:6) Сионская гора называется святой: «Ведь Я поставил царя Моего над Цийоном, горой святой Моей!» Здесь Вс-вышний пребывает среди Своего народа и отсюда являет Себя как для помощи и благословения, так и для совершения правосудия. Сынами и дочерьми Сиона называются жители Иерусалима и всей Иудеи в Йешаяу 3:16; 4:4, в Песне Песней 3:11 — и в других местах.

Утраченная родина [↑]

Со времени вавилонского пленения Сион стал для еврейского народа в диаспоре символом утраченной родины: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Псалмы, 136:1), и Сион здесь олицетворяет взгляд на Иерусалим из изгнания.

У Раби Йеуда аЛеви есть целый цикл стихов, в которых он изливает свои слезы по Сиону, которого лишился еврейский народ.

Сион, неужто ты не спросишь

О судьбах узников твоих,

Которых вечно в сердце носишь

Среди просторов мировых?

Вместе с тем, еврейская традиция сопоставляет «Цион» и «Циюн» — «веха», (צִיּוּן‎), о которых говорит Пророк Йермияу в 31 главе: «Сделай себе приметы, расставь вехи, примечай дорогу, путь, по которому ты шла (в изгнание)… Вернись, дева Исраэля, вернись в эти города свои!» Таким образом Цион становится вехой, ориентиром для возвращения евреев в Землю Израиля. И если Храм — эпицентр связи между Б-гом и миром, Сион — ее сущность: обещание никогда не оставлять еврейский народ и вернуть его из изгнания в Обетованную Землю.

Сион и сионизм [↑]

Слово «Сион» («Цион») было использовано в названии движения «Ховевей Цион», главной задачей которого было переселение евреев на их историческую родину в Землю Израиля и дальнейшее их обустройство там путём развития сельского хозяйства, ремесленничества, строительства новых и поддержания старых еврейских поселений.

В конце XIX века теоретик еврейской национальной идеи Натан Бирнбаум ввел термин «сионизм», и так стало называться политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Эрец-Исраэль.

«Эрец Цион» — «Земля Сиона» — воспевается и в современном гимне Государства Израиль — «Атиква».

Выводить материалы

Иерусалим, гора Сион

Неизвестный автор

Сио́н (צִיּוֹן, Цион, точнее Цийон; этимология неясна, возможно, `цитадель` или `укрепление на холме`) — восточный из двух холмов в древнем Иерусалиме. В новейшей истории Израиля Сион играл большую роль. В арабо-израильскую войну 1948 года гора была важной стратегической точкой. До 1967 года, пока Восточный Иерусалим оставался под контролем Иордании, на Сион прибывали паломники со всего мира: с крыши здания с гробницей царя Давида видны Храмовая гора и Стена плача, и евреи могли хотя бы посмотреть на свои святыни. На крыше даже располагалась небольшая комнатка второго президента Израиля Ицхака Бен-Цви — теперь это крохотный музей.

Книга пророка Иешаягу 48. Спасение Сиона

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»

Книга Эзры 5. Лидеры Народа Израиля эпохи возвращения в Сион

Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Эзры»

Сионские ворота, Старый город

Неизвестный автор

Сионские ворота (иврит «Шаар Цион» (שער ציון) обозначены в числе пяти основных крепостных ворот Иерусалима на картах, сохранившихся со времён королевства крестоносцев. Сохранившиеся до настоящего времени Сионские ворота представляют собой часть комплекса городских стен Иерусалима, завершённого в 1540 году Сулейманом Великолепным. Эти ворота расположены в юго-западной части стен и, оправдывая своё название, соединяют Еврейский и Армянский кварталы с современной горой Сион. Их характеризует узкий проход между стенами, делающий внутри их толщи Г-образный поворот, типичный для многих крепостных ворот этого периода, что призвано предотвратить фронтальный прорыв большой массой атакующих войск при штурме. В 1967 году, после того, как Старый город Иерусалима перешёл под израильский контроль в результате Шестидневной войны, Управление древностей Израиля провело реставрацию Сионских ворот, в основном заключавшуюся в их укреплении и замене непрочно державшихся элементов, прежде всего камней надвратных арок, сильно повреждённых во время боёв.

Книга пророка Иешаягу 45. Плач Сиона

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»