Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов
Почему Всевышний не уничтожил поколение Авраама подобно поколению Потопа? Авраам получил награду всех поколений и выступил заменой всех праведников этих поколений.

5:3 Десять поколений прошло от Ноаха до Авраама. Это говорит о том, каково Его долготерпение: каждое поколение все больше гневило Его, пока не появился Авраам и не получил награду их всех.

Следует задаться вопросом: зачем здесь сказано, что от Ноаха до Авраама прошло тоже десять поколений? Ведь все, что мы должны были узнать, мы уже узнали (из предыдущей мишны) из того, что десять поколений прошло от Адама до Ноаха; зачем было говорить об этом еще раз?

И еще вопрос. Мишна утверждает, что появился Авраам и получил награду их всех. Откуда мишна делает такой вывод? И почему Авраам получил награду всех этих поколений?

Понимать это следует так. Есть два вида долготерпения Б-га. Первый — когда Б-г проявляет долготерпение и не уничтожает провинившихся, как произошло с поколением Потопа, полностью уничтоженным. И второй — когда Б-г проявляет долготерпение ради праведника. Так произошло со вторыми десятью поколениями: Б-г терпел их беззаконие ради Авраама, который, в конце концов, должен был родиться. Таким образом, две эти мишны говорят о двух видах долготерпения: долготерпение от Адама до Ноаха, когда Б-г откладывал полное уничтожение, отличается от долготерпения во времена вторых десяти поколений, когда Б-г, ожидая, что родится Авраам и получит награду всех, не подверг живущих повторному наказанию. А сказанное о том, что Авраам получил награду их всех, — это очень глубокая истина. Десять поколений от Ноаха до Авраама были бессмысленными, они были лишены основы существования и ничего, кроме хаоса, в них не было. Об этом сказали наши мудрецы (Авода зара 9а): «(Первые) две тысячи лет (существования мира) — хаос». Так продолжалось до тех пор, пока не появился Авраам, ставший началом и главой творения. И поскольку он стал началом, он оказался сущностным более, чем все живущие. Ведь начало — это основа мироздания, основа всего мира. Десять поколений до него были прямой противоположностью Аврааму: они были хаосом, лишенным истинного существования, Авраам же стал основанием и фундаментом всего мира. Поэтому он и получил награду всех живущих: противоположному подобает противоположное. Ведь если бы огонь и вода произошли из некоей общей изначальной материи, природа которой была бы (одновременно) горячей и влажной, нет сомнения, что огонь получил бы ее сухость, (подобающую ему) часть первоначальной материи, из которой была сотворена (и) вода; вода же получила бы влажность, (подобающую ей) часть материи, из которой сотворен (и) огонь.

Так и здесь: поскольку Авраам и десять поколений до него были полной противоположностью друг другу, так как десять поколений гневили Б-га (а Авраам служил Ему), но вместе они составляли десять поколений, то есть, целостность, то Авраам и получил награду всех этих десяти поколений, они же остались со своим хаосом. Ноах же не обладал этим преимуществом, то есть, не послужил началом (нового) мира, подобно Аврааму, поэтому и нельзя сказать про него, что он получил награду их всех.

Тем самым обрел разрешение еще один вопрос: почему поколение Авраама не было уничтожено, подобно поколению Потопа? Ведь Ноах не смог спасти свое поколение, поскольку вместе с ним в этом поколении не было десяти праведников. (Мы знаем это хотя бы по тому, что) Авраам не молил Б-га о спасении Сдома в случае, если в нем окажется меньше десяти праведников (см. Берешит 18:23—33). Но ведь из Писания следует, что и следующие десять поколений все больше и больше гневили Б-га — и как же мир смог устоять?! Ответ в том, что с Авраамом все было по-другому. Поскольку он получил награду их всех, он выступил заменой всех праведников этих поколений! Получилось, что эти десять поколений были как бы праведниками, и мир устоял. Ноах же не получил награды своих поколений, а потому не смог заместить их; и это объяснение верно.

Следует задаться вопросом: почему именно те поколения, с которых началось существование мира, оказались такими грешниками? Ведь десять поколений от Первого Человека до Ноаха — это именно самые первые поколения людей в мире!

Тебе следует (вспомнить) кое-что из того, что мы уже объясняли выше, говоря, что бывает, если дел человека больше, чем его мудрости (Авот 3:12). Там мы говорили, что все зависит от тела человека, которое считается его фундаментом и основой. И если эта основа такова, какой ей положено быть, и отдалена от того, что вредит ей и уничтожает ее, то она возвеличивается и возносится все выше и выше, пока человек не оказывается на самой высокой ступени. Это можно сравнить с корнем дерева: если он крепок, дерево растет и становится все выше. Но если высота дерева связана не с крепостью корня, а просто случалось так, что оно выросло высоким, это вообще не может рассматриваться как положительное качество такого дерева; скорее всего, это свойство приведет его к полному исчезновению. Мы говорили выше (там же) о дереве, ветвей у которого больше, чем корней, и сказали, что оно лишено устойчивого существования и, напротив, с самого начала испорчено и обречено разрушению. Корни, основа, должны определять количество ветвей дерева! Поэтому пойми вот что. Первый человек был сотворен по образу Б-га и тем самым сразу оказался на высочайшей ступени; и все остальные десять поколений до Ноаха были близки к этой ступени. Но их основа не соответствовала этому высокому уровню, и потому они были подобны дереву, ветвей которого больше, чем корней. Поэтому избыток явился для них недостатком, как уже разъяснялось выше.

И тебе следует понять, что эти три человека — Первый Человек, Ноах и Авраам — занимали каждый свой уровень. Первый Человек нес в себе образ Б-га, как разъяснялось выше, когда речь шла о том, что такое этот образ. Под этим уровнем расположен уровень формы, которая не представляет собой образа, а лишь определяет в человеке то, благодаря чему он называется человеком, то есть, способность жить и говорить. А под этим уровнем — уровень тела человека; и вот мы расположили друг относительно друга все три уровня. Первый Человек стоял на уровне образа Б-га, с помощью которого он и был сотворен — наши мудрецы рассказали нам (например) о свете, который тот излучал. Но он не обладал основой и фундаментом, необходимыми для этого уровня, и это стало его недостатком, как бывает всегда, когда ветвей больше, чем корней. Получается, что Первому Человеку и всем его поколениям был присущ недостаток. После этого Ноах поднялся на уровень формы. Мы уже объясняли в другом месте, что мужчина представляет собой форму; а Ноаха Писание как раз и называет «мужем земли», в том смысле, что земля представляет собой материю, а Ноах стал для нее «мужем», формой. Но он тоже не обладал в полной мере основой и фундаментом, необходимыми для его высокого уровня, и уж тем более ими не обладали последующие десять поколений, в которых испорченность и несовершенство лишь нарастали. Затем явился Авраам, стоявший на ступени полного телесного совершенства. Поэтому числовое значение его имени на святом языке составляет 248 и совпадает с числом органов человеческого тела. Наши мудрецы сказали об этом (Недарим 32б), что Б-г даровал ему власть над всеми органами тела. Поэтому именно ему была дана заповедь обрезания, связанная с телом человека и поднимающая его на самый высокий уровень. Ведь когда человек обладает совершенством своего материального тела, которое является для него основой и фундаментом, тогда он поднимается и на уровень совершенной формы, которая служит как бы ветвью на стволе телесного совершенства. А тогда он обретает и великолепие образа Б-га, той высочайшей ступени, которая ему доступна. В этом случае уровень разума восседает верхом на материальности, как Авраам восседал верхом на осле (название которого на святом языке созвучно слову «материя»), как еще будет разъясняться в этой главе, и постоянно возносится все выше и выше.

Таким образом, Авраам был полной противоположностью предыдущим поколениям: он был подобен дереву, корней у которого больше, чем ветвей, а предыдущие поколения — дереву, у которого ветвей больше, чем корней. Поэтому Авраам и стал основой всего мира — только по той причине, что корней у него было больше.

Теперь ты понимаешь, что имела в виду мишна, говоря о десяти поколениях от Первого Человека до Ноаха и от Ноаха до Авраама. Каждый из этих троих стоял на высшей ступени в определенном отношении, и эта ступень была общей для всех десяти поколений. При этом Ноах входил в число десяти поколений после Первого Человека, но Авраам не входил в число десяти поколений после Ноаха.

Первый Человек обладал совершенством образа Б-га, а Ноах — совершенством формы. Эти два совершенства связаны друг с другом, поэтому Ноах вошел в число первых десяти поколений. Авраам же обладал совершенно особым совершенством, поэтому не вошел в число десяти поколений от Ноаха до Авраама. Мишна же говорит о них всех вместе, то есть, о поколениях от Первого Человека до Ноаха и от Ноаха до Авраама, только потому, что эти три совершенства: образа Б-га, которым обладал Первый Человек, формы, которым обладал Ноах, и телесное совершенство Авраама, — можно найти в любом человеке. Поэтому мишна и пожелала связать их все воедино.

Исходя из этого, можно понять, почему десять поколений от Первого Человека до Ноаха и от Ноаха до Авраама все больше гневили Б-га. Первые десять поколений стояли на уровне образа Б-га, однако не имели основы для этого уровня, как уже разъяснялось. Поэтому само их высокое положение повлекло за собой недостаток (и с течением времени они становились все хуже и хуже). Так же обстояло и со вторыми десятью поколениями, от Ноаха до Авраама: они находились на уровне совершенной формы, однако были лишены основы, подходящей для этого уровня. Поэтому само то, что они были близки по времени к эпохе сотворения мира, вызвало постоянное снижение их уровня.

И все, что мы сказали, — это совершенно ясные истины, основанные на тайной мудрости, однако невозможно раскрыть их более подробно — мы лишь открыли вход мудрости. И пусть не вызывают у тебя сомнений эти слова, ясные (и) истинные.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.