Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Ицхак: всякий, кто дает монету нищему, благословляется шестью благословениями.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Всевышний отличается долготерпением. Его гневили различные поколения, но Он наслал потоп только в дни Ноаха.

5:2 Десять поколений прошло от Адама до Ноаха. Это говорит о том, каково Его долготерпение: каждое поколение все больше гневило Его, пока Он не навел на них воды Потопа.

Десять поколений прошло от Адама до Ноаха — имеется в виду, что Адам и Ноах сами входят в это число. Поэтому подсчет здесь отличается от подсчета в следующей мишне Десять поколений прошло от Ноаха до Авраама — здесь сами Ноах и Авраам не входят в это число. Это обычно для мишны: поскольку ранее она сказала, что от Адама до Ноаха прошло десять поколений, и включила в их число самого Ноаха, дальнейший счет начался со следующего поколения после Ноаха. Однако ниже еще будет разъясняться, почему же мишна говорит о десяти поколениях от Ноаха до Авраама, хотя сам Ноах в это число не входит.

Когда мишна использует выражение это говорит, она имеет в виду, что само то, что от Адама до Ноаха прошло десять поколений, позволяет нам сделать вывод о долготерпении Б-га. Можно сказать так: нам говорит об этом само то, что эта последовательность поколений записана в Торе. То есть, мишну следует понимать так: «В Торе перечислены десять поколений от Адама до Ноаха. Но зачем нужно было записывать их, зачем рассказывать нам об этой смене поколений? Чтобы сказать…» И для этой же цели в Торе записаны десять поколений от Ноаха до Авраама. Однако слова из мишны 4 — Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраам — объяснить так мы уже не сможем. Хотя, возможно, мишна тоже имеет в виду, что испытания Авраама были записаны в Торе специально для этого: ведь все они в Торе перечислены! И хотя рассказ о том, как Авраама бросили в огненную печь, развернуто в Торе не приведен, в ней содержится намек на него в словах (Берешит 15:7): «Я — Б-г, Который вывел тебя из огня халдейского».

Здесь возникает вопрос: почему же долготерпение Б-га от Адама до Ноаха и от Ноаха до Авраама распространилось именно на десять поколений, не больше и не меньше? Выше мы уже подробно разъяснили, что ни одно число не может быть больше десяти: числа, большие десятки, содержат в себе разделение на несколько чисел разного вида. Поэтому Б-г сдерживал Свой гнев до десяти поколений, поскольку все это время можно было ожидать, что следующее поколение будет поколением праведников.

И Б-г откладывал наказание в течение десяти поколений, поскольку оставалась надежда, что следующее поколение будет поколением праведников. И мы уже разъясняли, что после числа десять счет полностью возвращается к началу и больше изменений уже не бывает. Поэтому Б-г и не стал дольше терпеть: ведь люди были злодеями до десяти поколений, а числа, состоящие из отдельных единиц, доходят только до десяти. Число два, например, состоит из единицы и еще одной единицы, и таковы же числа три, четыре и так далее до десяти, но не больше, поскольку после десяти счет начинается заново: одиннадцать, то есть, «одна единица и десять». И когда оказалось, что в этих поколениях, в которых могло бы произойти изменение (к лучшему), его не произошло, — тем более его не могло произойти после этого, когда счет начался сначала. Ведь мир уже стал испорченным! Поэтому тогда Б-г взыскал со злодеев и истребил их из мира. И причина, по которой Б-г откладывал наказание десяти поколениям от Ноаха до Авраама, состояла в том же: Б-г воздерживался от наказания в течение десяти поколений, ожидая, что появится хотя бы одно поколение, отличное от предыдущих. И такая возможность сохраняется только в течение десяти поколений, а затем все возвращается к началу.

И поэтому же слова мишны о десяти поколениях поставлены после рассказа о том, что мир был сотворен Десятью Речениями. (Первая мишна рассказала) что Б-г сотворил мир Десятью Речениями, чтобы в нем оказались все возможные части и он стал бы полностью совершенным. Поэтому речений для сотворения мира было использовано десять — число, содержащее в себе все. И поэтому же Б-г испытал Авраама десятью испытаниями, чтобы оказалось, что он выдержал все возможные испытания со всеми их разновидностями. Ведь бывает, что человек способен выдержать одно испытание, а другого не выдерживает! А число всех возможных вариантов испытаний доходит до десяти, но не более, поскольку после десяти числа начинаются сначала, с единицы. И десять чудес сотворено для наших праотцев в Египте тоже по этой причине: Б-г хотел явить сыновьям Израиля все виды чудес, поскольку чудеса между собой различаются и всех возможных видов чудес насчитывается ровно десять. А чудеса, явленные нашим праотцам, — это и есть десять ударов, которые навел Б-г на египтян, ибо хотел поразить их всеми видами казней. Об этом сказали филистимляне, когда испытали на себе Б-жественное наказание (IШмуэль 4): «Это ведь Г-сподь, который поразил египтян всеми казнями!» Они имели в виду именно то, что египтяне подверглись всем возможным ударам. И, разъясняя эту мишну (мишна 6), мы расскажем, каким образом эти десять ударов содержали в себе все возможные наказания. И то же самое относится к десяти чудесам, которые были явлены на море: Б-г пожелал (и там) явить сыновьям Израиля все возможные чудеса, число которых достигает десяти. И когда десятью испытаниями испытали наши праотцы Б-га в пустыне, они тоже хотели испытать Его во всех Его проявлениях и всеми возможными испытаниями, которым только возможно подвергнуть Б-га, и их число также равно десяти.

И смысл десяти чудес, которые были сотворены для наших праотцев в Храме, тоже состоит в этом. Чудеса, происходившие в Храме, — это все возможные чудеса, ибо в числе десять заключено все, что только может быть. И поэтому мишна расположила все эти отрывки друг за другом.

Но мишна о десяти вещах, которые были сотворены в сумерки шестого дня творения (мишна 9), (расположена в другом месте, а ведь ее) несомненно, тоже следовало поместить сюда же: не вызывает сомнения, что эта мишна тоже хотела сказать, что существует всего десять видов того, что было сотворено в сумерки последнего дня творения, другими словами, что эти вещи тоже подразделяются на виды; и это будет разъясняться в своем месте. По-видимому, следует сказать, что на эту тему наши мудрецы спорят: некоторые из них расширяют этот список. Поэтому мишна в начале поместила все те отрывки, с которыми все согласны, а затем — пять отрывков, вызвавших споры. Однако мне представляется, что вопроса здесь вообще нет: мишна следовала порядку сотворения мира! Она начала с Десяти Речений, которыми был сотворен мир, то есть, с самого начала его сотворения. Затем были десять поколений от Адама до Ноаха, а затем — десять поколений от Ноаха до Авраама, и все это следует порядку творения. Затем, согласно историческому порядку, были десять испытаний, которыми Б-г испытал Авраама, затем — десять чудес, явленных нашим праотцам в Египте, и десять — на море, и все это по-прежнему соответствует историческому порядку. Затем — десять испытаний, которыми наши праотцы испытали Б-га в пустыне, и после них — десять чудес, которые были явлены им в Храме. Все это появлялось в мире, сотворенном Б-гом, последовательно, именно в этом порядке, одно за другим. Однако десять вещей, которые были сотворены в сумерки шестого дня творения — это нечто исключительное и общему порядку не следующее. Они не вписываются в историческую последовательность, и их появление вообще не может быть названо «творением». Потому и сказано, что «они были сотворены в сумерки», т.е. они не относятся к (обычным) созданиям, наполняющим этот мир и сотворенным в шесть дней творения. Все эти десять вещей не принадлежат к этому миру, отделены от него. Поэтому их список приведен отдельно от предыдущих. (И, несмотря на то, что предыдущие списки включают в себя чудеса, эти десять вещей) не похожи и на чудеса. Несмотря на то, что чудеса тоже не принадлежат к этому миру, они выше его природы, — все же они происходят только один раз, а потому о них нельзя сказать, что они выбиваются из порядка мироздания. Но эти десять вещей, сотворенные в сумерки, сотворены не на один раз: они возникли в начале творения, как и все остальное, сотворенное в шесть дней. Поэтому они не входят в миропорядок и как будто образуют свой особый мир, не связанный с нашим, и поэтому их список приведен отдельно.

И еще тебе следует знать (другую причину, по которой) все эти списки приведены после того, как мишна рассказала, что мир был сотворен Десятью Речениями. Мы уже объясняли, что это сказано для того, чтобы показать, что мир связан с высшей ступенью Б-жественной святости, на которую указывает число десять.

А это стало непосредственной причиной Б-жественного долготерпения, продолжавшегося в течение десяти поколений. В мире присутствует Б-жественная святость, а потому подобало проявить к нему снисхождение и не уничтожать его сразу же. И Аврааму были ниспосланы десять испытаний только для того, чтобы он достиг этой ступени святости, как еще будет разъясняться. И поэтому же нашим праотцам было явлено десять чудес в Египте и десять — на море, и поэтому же они испытали Б-га десятью испытаниями в пустыне — все это проистекает из сотворения мира Десятью Речениями. И по этой же причине нашим отцам было явлено в Храме десять чудес, как еще будет разъясняться.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.