Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3
Теплые слова важнее материального благополучия. Комплименты помогают сформировать положительный образ человека.

Никакая другая человеческая потребность не может сравниться по своей силе с потребностью в эмоциях. Рамбам считает, что признание собственной ценности — самая сильная потребность человека. Вот что он пишет в комментарии на Мишну (глава Хелек из трактата Санхедрин): «Мы находим, что большинство людей обременяют свои тела и души тяжелым трудом и непомерными усилиями для того, чтобы добиться высокого положения и почета, и чтобы другие люди их превозносили… А многие отдаляются от величайших телесных удовольствий из страха, что из-за них постигнет их стыд и позор от людей…»

Подтверждение тому факту, что признание и уважение для человека важнее, чем любое другое стремление или побуждение, мы находим в семейных отношениях. Зачастую, мы можем услышать от женщины, не испытывающей ни в чем недостатка, что «весь этот дворец, в котором я живу, для меня ничего не стоит, поскольку нет в нем душевного тепла», или «что мне до высокого общественного положения моего мужа, если он не обращает на меня внимания?» Можно также услышать от мужа: «Я готов поменять все эти вкусные и обильные обеды, которые готовит моя жена, на немного чувств и душевной теплоты». Высказывание на эту тему мы находим и в комментарии Мудрецов на стих «и белы зубы от молока» (Берешит 49:12): «Сказал раби Йоханан: Тот, кто заставляет товарища показать белизну зубов (т.е. заставляет его улыбнуться), лучше того, кто поит его молоком».

Именно из-за глубокой потребности человека в уважении и признании и из-за едкой обиды, которую чувствует человек, не получающий их, Тора столь сурово относится к тому, кто публично оскорбляет и задевает чувства ближнего: «У того, кто прилюдно заставляет товарища побледнеть, нет доли в Грядущем мире» (Бава меция 58). И это потому, что заставляющий побледнеть, подобен убийце. Ведь лицо обижаемого сначала краснеет, а потом бледнеет — как при убийстве, когда кровь вытекает из жил. И, действительно, люди, которые рассказывали о своих ощущениях при пережитом ими публичном позоре, говорили, что они предпочли бы умереть, или молились, чтобы земля поглотила их на месте.

Интересно, что у убийцы может быть доля в Грядущем мире, после того, как он искупит свой грех, а у публично позорящего другого человека, так что тот бледнеет, — нет. Это потому, что убийца убивает тело, а позорящий убивает душу.

Важность, которую человек придает своему положительному образу в глазах окружающих, выражается в заповеди «люби ближнего, как самого себя». Оказывается, что самая первая деталь данной заповеди, как ее объясняет Рамбам, — это обязанность хвалить товарища: «Заповедано каждому любить другого еврея, как себя, как сказано: “Люби ближнего, как самого себя”. Поэтому следует его восхвалять…» (Законы мнений 6:3).

Человек ожидает одобрения не только в свой адрес, но и в адрес всего, что к нему относится или связано с ним. Родители счастливы, когда хвалят их детей; человеку приятно, когда говорят, что его дом красив, что его автомобиль хорошо едет, что его почерк впечатляет. Муж или жена воспринимают как личный комплимент, когда хвалят их супруга.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.