Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из очерка "Перед приходом Машиаха"

(очерк написан в 1937 г.)

Песнь Aазину - единственный раздел Торы, который начинается с Вступления (Дварим 31:19-21) и завершается Заключением (Дварим 32:46). Это обстоятельство подчеркивает ее большую значимость. О чем говорит Песнь? Обо всем, что произойдет с Израилем до прихода Избавителя. Отдельные стихи, которые мы приведем здесь вместе с комментарием Раши, относятся к периоду непосредственно перед приходом Машиаха. "Ибо Ашем будет судить Свой народ и сжалится над Своими рабами", т.е. приет Избавление. Когда? В час, когда Пресвятой увидит, что иссякли силы Израиля, и нет у него искупителя и спасителя, Он пошлет воего праведного Машиаха. Об этом же говорит пророк: "Я смотрел, и не было помощника, умолк - и нет поддерживающего, и спасла Меня Моя десница..." (Иешаяу 63:5), "И он увидел, что нет никого..." (там же), т.е. даже нет никого, кто помолится за них. "И Я скажу: где Б-г, их твердыня, на которую они уповали?" - Ашем спросит: где идолы, на которых вы уповали, надеялись, что будут вам защитниками, идолы, "евшие тук их жертв" - которым вы приносили лучшие из жертв? Пусть встанут и помогут вам. Все эти стихи говорят о том, что в канун Избавления евреи будут блуждать среди чужих богов, уповая по своей недалекости то на одного, то на другого идола.

Каковы они - идолы, которым поклонялись? Прежде всего, мы должны постичь смысл понятия авода зара - идолослужение. Каждое явление, представляющееся человеку независимым от воли Ашема и обладающее способностью одаривать или вредить, определяется как идолослужение. (Это помогает, а это вредит - Санхедрин 67а). Давайте вкратце обозрим распространенные в последнем столетии различные виды идолослужения. Берлинское Просвещение, а точнее Берлинское Оглупление (на иврите игра слов: и то, и другое слово произносятся одинаково - аскала) - вот от кого ожидали Великого Спасения. Как только задул ветер либерализма, евреи тотчас стали в ряды его защитников. После заката либерализма евреи служили демократии, социализму, коммунизму и прочим "измам", в изобилии посыпавшимся на наше поколение. Этим идолам приносили жертвы, отдавали и средства и жизни. Все они обманули ожидания, ни один из них не оправдал связанных с ним надежд. Более того, все эти "измы" умерли внезапной смертью, исчезли быстрее, чем появились. Чем это объяснить? У пророка Ехезкеля (гл.29) сказано, что Египет будет наказан "за то, что служил Израилю опорой", т.е. за то, что Израиль возлагал на него свои надежды. Если дело обстоит таким образом, возникает вопрос: чем согрешили египтяне? На это отвечают законы Торы: всякому идолослужению приходит конец, и оно исчезает. "Над всеми египетскими богами произведу суд" (Шмот 12:12), "Идолы же полностью исчезнут". Надеясь на египтян, евреи сделали их них объект аводы зары.

Нашим глазам предстало удивительное зрелище: в одной стране (имеется в виду Германия - прим. ред.) 16 миллионов социалистов исчезли в одну ночь, почти не оставив о себе никакой памяти. А какая была авода зара! Евреи не удержались от того, чтобы служить ей с настоящим самопожертвованием. Уповали на коммунизм, несущий на своих крыльях свободу и равенство. Ну так "правительство красных" наглядно доказала, каковы они - те свобода и равенство. Мы убедились в том, что все виды аводы зары, на которые мы возлагали надежды, разочаровали и осрамились. А Всевышний говорит: "Пусть встанут и помогут вам". "Узрите, что, Я - Ашем" - настал час, когда вы поймете, что кроме Меня нет спасителя. Но многие по-прежнему отказываются понять и все цепляются за подол агонизирующей демократии. Но и она не поможет, поскольку не обладает реальной силой.

3. Кроме общих для всех народов "измов", мы были "благословлены" и специфическим еврейским "измом": национализмом, претендующим на то, чтобы принести общине Израиля материальное и, в особенности, духовное Избавление. Его целью является обновление еврейского народа, который должен стряхнуть с себя "пыль минувших поколений" и провозгласить, что новому еврею "ни к чему упомянуть имя Всевышнего". Программа действий еврейского национализма чрезвычайно проста: удалить Владыку миров из Дома Израиля и из сердец сынов Израиля. А если вы спросите кто постоит за нас в час беды? - получите ответ: мы сами - "моя сила и крепость моей руки". Кто это "мы"? Это лидеры, "национальная" молодежь, богатыри, возглавляющие борьбу еврейского народа против власти Небес. Они ли принесут нам Избавление? Пусть они лучше поймут, что не удастся им удалить Царя миров из нашей среды. Это не так уж сложно сделать: ведь Его силы больше их сил. А мы уподобляемся сейчас дуракам, получающим удары. Да не простыми дуракам, а "наиглупейшими глупцами, которых учат, а они ничему не научаются". Учат нас и терзают нас, но наши уши плотно закрыты и ничего не слышат. Сказано: "придет к Циону избавитель, к возвратившимся от греха сынам Яакова" (Иешаяу 59:20) (грехом здесь называется бунт, неповиновение), т.е. предварительное условие Избавления - тшува бунтарей, их возвращение на пути Торы. И пока наши лидеры не перестанут бунтовать против Небесного Царя, Избавление не наступит.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени