Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

Обманутые обманщики

Евреи Вавилонии следовали традиции своих отцов, бережно передававшейся из поколения в поколение. Пророки передали Мудрецам Великого Собрания, те, в свою очередь, танаям, танаи — амораям. Иногда находились люди, желавшие изменить те или иные части еврейского наследства. Выдав себя за пророков, они пытались исказить смысл заповедей Торы, однако не возымели сильного влияния на евреев. Как правило, «новые веяния» оказывались недолговечными, и немногие, ошибочно примкнувшие к ним, раскаивались и возвращались еврейскую общину.

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Они не признавали авторитета ведущих мудрецов поколения и своими взглядами способствовали расколу еврейской общины.

Основателем течения караимов был один из членов семьи рош агола по имени Анан. Он хотел занять пост главы вавилонских евреев, но этому воспротивились гаоны, сомневавшиеся в Б-гобоязненности Анана. Новым рэйш галута стал брат Анана. В ответ Анан начал яростную борьбу с мудрецами и Устной Торой. Он утверждал, что только Письменная Тора является истинной и установил законы объяснения Торы, игнорировавшие традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение. Анан устанавливал законы по собственному усмотрению. Так, например, стих Торы «Не зажигайте огня во всех ваших владениях» трактовался им, как запрет пользоваться огнем в шабат, и караимы должны были сидеть в темноте весь субботний вечер. Алаха же разрешает пользоваться свечами, зажженными до наступления шабата. Анан и его последователи признавали только Танах, и их стали называть караимами (т. е. людьми, признающими только письменную традицию). Каждый из караимских мудрецов толковал Тору по-своему, в связи с чем между ними возникали серьезные разногласия. Вместе с тем, занимаясь изучением только письменной традиции, караимские мудрецы стали превосходить в знании Танаха и грамматики еврейских мудрецов, большую часть времени посвящавших Талмуду. Стремясь дискредитировать мудрецов в глазах народа, караимы всякий раз подчеркивали свое превосходство. Это привело к тому, что в ешивах стали уделять больше внимания изучению Танаха и грамматики.

Сопротивление мудрецов мешало Анану и его сыну Шаулю распространять свое учение, поэтому они со своими учениками покинули Вавилонию и перебрались в Эрец Исраэль и Египет.

Выход караимов и внутренние раздоры ослабили еврейскую общину Вавилонии. Претенденты на пост рэйш галута все больше руководствовались своими личными интересами и все меньше выражали готовность принять авторитет мудрецов Торы. Не раз и не два претенденты обращались к халифу для достижения своих целей, что, естественно, снижало влияние еврейской общины и самого рэйш галута на государственные дела.

Возрастающие трения между лидерами общины не могли не сказаться и на уровне учености. Во времена рош агола Давида бен Закая начался упадок сурской ешивы. Эта сшива была основана раньше пумбедитской и по традиции считалась более авторитетной. Однако еврейская община Суры была немногочисленна и ей было нелегко содержать ешиву, которая постепенно приходила в упадок. Во времена Давида бен Закая после смерти нескольких выдающихся мудрецов в Суре не нашлось мужа, достойного возглавить сшиву, и для возвращения ей былого авторитета на пост руководителя сурской ешивы был приглашен рав Саадия Гаон.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.