Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заимствовал ли иудаизм идею о переселении душ из греческих или арабских источников?

Замечания по поводу критики «танасуха» у Расага

Пожалуй, нет сегодня другой такой темы в современном иудаизме, которая приковывала бы к себе столь пристальный интерес широкой публики, как Каббала. Причем интерес этот выражается у людей очень по-разному. Одни воспринимают Каббалу как некое тайное учение, нечто сродни алхимии или магии, и, начитавшись популярной литературы, идут на «экспресс-курсы Каббалы», чтобы стать магами и волшебниками.

Другие, более подкованные в смысле религиоведения, считают Каббалу эзотерическим учением, которое сформировалось в Средние века, испытав заметное влияние со стороны мистических учений окружающих народов. Главным доводом, как обычно, служит расхожая фраза «наука доказала». Удивительно, но к этой группе примыкают и некоторые соблюдающие евреи, которые сочли своим долгом вступить борьбу с суевериями и мракобесием, как они сами считают, внутри ортодоксальной общины. Одной из тем, атакуемых особенно часто, является учение Каббалы о «гилгуль нешамот», что можно с натяжкой перевести на русский язык как «переселение душ».

Противники концепции «гилгуль нешамот» [переселения душ] любят ссылаться на то, что Расаг (рабейну Саадия Гаон) в своей «Книге верований и мнений» отвергает «гилгуль нешамот», как чуждое иудаизму понятие. Авторитет раби Саадии огромен. Великий мудрец Торы, который родился в конце IX века н.э. в египетском Файюме, благодаря своим удивительным знаниям и авторитету занял место главы ешивы в вавилонской Суре, которая наряду с Пумбедитой была главным центром еврейской учености того времени. Сам его титул «гаон», то есть глава академии, дословно означает «гений». Действительно, не было, наверное, ни одной области знания, открытой людям в ту эпоху, в которой бы он не был сведущ. Бгословие, философия, естественные науки, включая астрономию, юриспруденция, языкознание — вот далеко не полный список наук, которыми он владел досконально.

Во времена Расага большинство евреев жило на территории, подконтрольной мусульманам, и исламский мир бросал иудаизму новые вызовы. В мусульманских городах бурно развивались культура и науки: богословие и философия, математика и медицина. В VIII в. появилось движение караимов — еврейская ересь, сторонники которой отрицали Устную Тору. Караимы взяли на вооружение методы исламского богословия («калама») и философии («фалсафа»).

В сложившейся ситуации возникла необходимость давать ответы и объяснять новые тенденции с еврейских позиций. Так появилась «Книга верований и мнений» Расага. Среди различных ересей раби Саадия упоминает и учение о переселении душ. Этой теме он посвятил 8-ю часть 6й главы своей книги.

Дадим слово самому раби Саадии Гаону[1]: «…Нашел я некоторых из тех, кто называется евреями, которые верят в переселение душ и называют его воплощением, и смысл этого, по их мнению, в том, что дух Реувена будет в Шимоне, а затем — в Леви, а затем — в Йеуде. А некоторые из них, или большинство, полагают, что иногда дух человека может пребывать в теле животного, а дух животного — в теле человека, и множество другой подобной ерунды и путаницы. Мне стало ясно, что привело их к тому — они воображают все это…».

Далее Расаг приводит четыре ошибки, которые он нашел в этом мнении. Одна из них (самая первая из упоминаемых им) — философская. Процитируем ее: «…То, что они придерживаются мнения относительно духовных сущностей и трех других методов, или другого мнения, которое легло в основу теории переселения душ, выучили на основании мнения о вторичности духовных сущностей — я уже пояснил и показал, что можно сказать против всего этого».

Давайте попробуем разобраться в том, что же именно писал раби Саадия Гаон — о чем на самом деле идет речь в этом месте его великой книги, легшей в основу всей последующей еврейской философии. Зададим себе несколько вопросов по поводу того, что имеет в виду автор «Книги верований и мнений»:

1. Кого он обвиняет?
Караимов. В тексте Расага сказано, что те, с кем он спорит, «называются евреями». Представляется совершенно очевидным, что имеются в виду люди, которые не могут считаться евреями по вере, то есть сектанты. Главный неортодоксальный источник, который у нас есть по караимской ереси, караим Киркисани[2] пишет («Китаб аль Анвар» 3.1718), что Анан бен Давид[3] верил в «танасух»[4], и осуждает его за это, хотя в целом Анан для него — герой и праведник. Известно, что сам Киркисани жил на пару столетий позже Анана. Возможно также, сам Анан бен Давид и не был сторонником учения о переселении душ, но его последователи во времена Киркисани уже придерживались этой точки зрения. Караимы дробились на множество толков и групп, и ананиты, по всей видимости, продолжали придерживаться теории «танасуха».

2. У кого заимствовали?
Расаг пишет о том, что идея о переселении душ заимствована. Искать истоки этой концепции в Индии, или предполагать, что она была заимствована из греческих источников, довольно сложно. Индия была слишком далека географически, а в Средней Азии к тому времени буддизм был задавлен исламом. Беруни[5], который написал трактат об Индии и тамошних религиозных традициях, жил несколько позже. Что же касается возможности греческого влияния, то оригинальные греческие книги только начали переводить на арабский язык.

Собственно говоря, искать переселение душ где-то далеко нет нужды, поскольку в исламском мире представления о нем укоренились задолго до описываемых событий. Известно, что на караимов, в том числе и на Анана, оказали влияние мутазилиты[6]. Последние тоже не представляли собой нечто цельное и унифицированное. Среди мутазилитов было множество разных мыслителей и ересиархов. В их числе и основатель секты хабититов[7] Ахмад ибн Хабита[8]. Главным источником по исламским сектам того периода является Шахрастани[9], который пишет, что Ибн Хабит добавил три еретических учения к учению своего учителя Ибрахима ан-Наззама[10], и среди них «танасух».

Интересно, что сам ан-Наззам верил в материальность души и был анти-атомистом, то есть верил в то, что материя может дробиться до бесконечности. Запомним этот важный момент, он нам понадобится впоследствии.

3. Каков был танасух, который осуждал Расаг?

Сам Расаг упоминает, что это учение основывается на учении о двух «духовных» («рауханин»). Что собой представляют эти самые «духовные»? Расаг описывает их в другой главе. По его словам, «рауханин» — это некие духовные частицы, из которых Творец создал мир. Слово «духовный» запутывает. Описывая ту же учение, Рамбам использует другой термин — «маленькие частицы». Речь идет об атомизме мутазилитов, подробно описанном М.Н. Вольфом в книге «Средневековая арабская философия: мутазилитский калам»[11] и Г.A. Вольфсоном в книге «The Philosophy of the Kalam»[12].

Атомизм мутазилитов настолько отличается от древнегреческого, что некоторые исследователи, например, А. В. Смирнов, отрицают их взаимосвязь. Атом мутазилитов — это неделимая частица, меньше которой ничего нет. Собственно говоря, атом настолько мал, что у него нет пространственных или каких-либо иных измерений. Это математическая точка. Телом он сам по себе не является. Именно поэтому Расаг называет его «духовным». Откуда же термин «два духовных» (или, возможно, «двойной», или, как в принятом русском переводе, «вторичные духовные»)? Дело в том, что, соединяясь между собой, атомы создают так называемый «рукн» — «столп», «основу». (Например, основы веры на арабском называются этим словом.) Согласно взглядам разных мыслителей-мутазилитов, «рукн» состоит из 2, 4, 6 или 8 атомов. Сейчас у нас нет необходимости приводить аргументацию для каждого из вариантов. Важно то, что «рукн» — этакая средневековая арабская молекула — уже тело, в полном смысле этого слова. «Рукн» имеет все признаки материи — пространственные, качественные и прочие измерения. Именно об этом учении и упоминал раби Саадия Гаон, как об основе танасуха у тех, кто называется евреями. Основная разница в постулатах атомизма Расага и Рамбама состоит в том, что атомисты, описанные Рамбамом, верили в сотворенность атомов, а атомисты, описанные Расагом, верили в предвечность атомов.

4. Теперь попробуем свести все эти сведения воедино.

Итак, у нас есть некие последователи одного из основателей караимской ереси Анана бен Давида, которые восприняли учение Ахмада ибн Хабита о переселении душ. У нас нет сведений о том, сохранил ли Ахмад ибн Хабит антиатомизм своего учителя Ибрахима ан-Наззама или же, как большинство мутазилитов, он был атомистом. Если хабититы были антиатомистами, то, вероятно, соединение танасуха и атомизма произошло уже на караимской почве. В любом случае, их учение о метемпсихозе было связано с атомизмом. Это следует из слов Расага, и это то, что действительно важно.

Как могла выглядеть их аргументация? Какая связь между этими двумя учениями? Надо вспомнить, что ан-Наззам говорил о материальности души. По его мнению, душа должна распадаться вместе с телом, а до какой степени она может распадаться, зависит от того, атомист ты или анти-атомист. Если атомист, то до атомов, а потом атомы снова соединятся в «рукны» и появится новая душа. И вот, как пишет Расаг, душа Реувена становится душой Шимона, душа Шимона становится душой Леви, а может стать козой или собакой. И так было всегда. Эти атомисты, которых описывает Расаг, верили в предвечность атомов — Б-г лишь оформил их в процессе сотворения, придал форму и более не вмешивался в процесс.

5. А теперь — внимание: основное и главное опровержение переселения душ, которое дает рабейну Саадия Гаон, состоит в аргументах, которые он приводит против атомистов. Никакой другой, собственно, философской аргументации Расаг не приводит. Не стоит ли нам сделать заключение, что знаменитое опровержение «гилгуль нешамот» Расагом — это, на самом деле, ни что иное, как опровержение материальности души и атомизма? В самом деле, никаких других совпадений с учением о «гилгуль нешамот», известном из Каббалы, кроме неудачного перевода на иврит слова «танасух», здесь нет. Типологически эта каббалистическая концепция схожа с буддистским учением о реинкарнации. Роль атомов у буддистов играют предвечные «дхармы», роль «рукнов» — «скандхи»[13]. Но ничего похожего на учение, известное из Каббалы, у буддистов нет.

Таким образом, нам неизвестно, знал ли Расаг об учении Каббалы о «гилгуль нешамот», и если предположить, что он все же был знаком с этой концепцией в Каббале, то мы не можем сказать с точностью, как он к ней относился. Исходя из тех сведений, которыми мы сегодня обладаем, попытки утверждать, что Расаг отрицал каббалистические представления о переселении душ, представляются не более чем спекуляциями.

[1] Цит. в переводе Хавы Брохи Корзаковой.

[2] Киркисеани или Каркасани — караимский законоучитель первой половины Х века. Жил в Месопотамии. Писал на арабском языке. Знаток Письменной и Устной Торы, был сведущ также в арабской религиозной, философской и научной литературе, знал Коран. Из многих сочинений Киркисани, упоминаемых в средневековых источниках, почти полностью дошла до нас «Китаб аланвар ваалмаракиб» («Книга огней и вышек»), посвященная кодификации законов караимов, и, частично, «Китаб аррияд ваалхадаик» («Книга садов и цветников») — комментарий Пятикнижия. Обе книги закончены в 937/38 гг.

[3] Анан бен Давид — караимский законоучитель, предшественник Киркисани. Некоторыми исследователями считается основателем караизма или, по крайней мере, лидером, сделавшим караизм заметным течением в еврейской истории.

[4] Танасух — учение о переселении души из одного тела в другое, реинкарнация, метемпсихоз. В традиционной исламской богословской и доксографической литературе последователей течений, исповедующих веру в переселение душ, называют «асхаб аттанасух» или танасухиты.

В еврейской традиции объяснение этому явлению дал Рамхаль в книге «Путь Творца», упомянув, что Творец, желая, несмотря ни на что, привести человека к полному исправлению, создал две возможности «очищения» для души человека: Геином и переселение душ. (См. 1-ая часть, 2-ая глава). В Письменной и Устной Торе реинкарнация не упоминается открытым текстом, поскольку эта тема относится к скрытой «анага» (контролю и управлению миром со стороны Творца). Однако эти вопросы подробно рассматриваются в скрытой части Торы, относящейся к уровню «Сод» (секрет, тайна).

[5] Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Беруни — средневековый учёный, энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии и геологии. Родился в 973 году в хорезмийском (древний регион Средней Азии) городе Кят. Был полиглотом. Знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий языки и санскрит. Свои научные труды писал на арабском и персидском языках.

[6] Мутазилиты — «обособившиеся» (арабский). Представители первой крупной философской школы в исламе, процветавшей в первой половине IX века. Мутазилизм возник и развился в ходе диспутов мусульман с представителями других религий.

[7] Хабититы — последователи учения Ахмада ибн Хабита. Они верили в возможность переселения душ.

[8] Ахмад ибн Хабит — основатель учения хабититов, разновидности мутазилитского течения в каламе, которое признали еретическим как противники мутазилизма, так и представители других течений в самом мутазилизме.

[9] Шахрастани «Книга о религиях и сектах». Часть 1. М. Наука 1984, с. 6169.

[10] Ибрахим анНаззам — арабомусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. Родился приблизительно в 760 — 765 году в городе Балх. Умер приблизительно в 835—846 годах в Багдаде. Обладал широкими знаниями в области литературы, теологии, античной философии. Знал наизусть Коран, Тору, Теилим и христианские источники. Был хорошим оратором. Сочинения анНаззама не сохранились, о его философских воззрениях известно главным образом по трудам тех, кто с ним полемизировал.

[11] М.Н. Вольф «Средневековая арабская философия: мутазилитский калам». Новосибирск, 2005, с. 4548.

[12] H.A. Вольфсон «The Philosophy of the Kalam», Harward University Press, 1976, с. 466494.

[13] См., например, Е.А. Торчинов «Философия буддизма Махаяны». СПб, 2002, с. 50 и следующие.

Рошель Касоб, Моше Ицхак

Из журнала «Мир Торы»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.