Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Сказали мудрецы Талмуда в главе Хелек (Удел): «Тот, кто занимается Торой во имя ее, приносит мир в свиту Б-га в высшем мире и в нижнем, согласно стиху из Писания: “Или, если возьмется он за мощь Мою, сделает он мир для Меня; мир сделает он для Меня”. Рав же сказал: “Он подобен построившему Дворец вышнего мира и Дворец нижнего мира, согласно стиху из Писания: “И помещу Я слова Мои в уста твои (…), чтобы простереть небеса и установить землю”. И слова Рава помогут нам полностью понять другой стих, в котором говорится: “И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому по его делам”. Многие задают здесь вопрос: в чем же это милосердие, если Святой, благословен Он, дает человеку награду за выполнение Его заповедей? Приведенный отрывок из Талмуда поможет на него ответить.
Каждому понятно, что, если бы кто-то исхитрился изобрести машину, с помощью которой можно было бы за один день построить целый город, и царь узнал бы об этом, конечно, этот человек заслужил бы всяческое расположение царя и получил от него огромный дар. Но никак нельзя предположить, что царь отдаст ему те города, которые построят с помощью этой машины его слуги, чтобы назывались они его именем, как будто бы он сам их выстроил.
То же происходит и здесь. Тем, что человек в этом мире изучает Тору, завершается творение небес и земли, как говорилось в главе 1. Но разве на самом деле человек своими руками строит те дворцы, которые будут затем названы его именем? Это Святой, благословен Он, Своей силой и мощью “обновляет в милости своей каждодневно все Творение”; именно Он Сам придает выученным человеком словам Торы силу, которая позволит им стать основой этого процесса. Но тем не менее Святой, благословен Он, в Своем милосердии соглашается считать, будто это сам человек выстроил Дворец вышнего мира и Дворец нижнего мира. Именно это подразумевал Рав, когда сказал: “Он подобен построившему…”, и именно об этом говорит стих: «И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому по его делам”. Святой, благословен Он, дает человеку такую награду, как если бы он сам простер небеса и установил землю, как говорит и Рав.
Шмират га-Лашон, 3, 2
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»