Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть всегда человек отдаляется от милостыни и живет в страданиях, лишь бы не прибегать к материальной помощи других.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Преждевременный уход из этого мира может быть вызван комплексом отрицательных качеств. Мудрецы подробно объясняют, почему каждое из них обладает столь сильным эффектом.

2:11

Раби Йеошуа говорит: «Дурной глаз, злое побуждение и ненависть к людям изгоняют человека из мира».

Следует разобраться, почему изгоняют человека из мира именно эти три вещи? Ведь мы не можем сказать, что раби Йеошуа установил это, основываясь на собственном взгляде на мир и собственных соображениях!

В первой главе мы уже говорили, что все сотворенное может существовать только благодаря заключенному в нем благу. Если бы в (вещи или в человеке) не заключалось благо, их существование сделалось бы невозможным. Мы доказали это, основываясь на словах, которыми Б-г завершает каждое творение в рассказе о сотворении мира: «И увидел Б-г, что это хорошо». Это и означает, что каждое из Б-жественных созданий заслуживало существования ради заключенного в нем блага. (Когда Б-г даровал Тору на Синае), о первых Скрижалях не было сказано, что они «хороши», а потому они и не имели права на существование и, в конце концов, были разбиты. Разумеется, некое благо в них было, и в книге Сефер атиферет мы подробно разъясняем, в каком именно смысле они были лишены блага. Если же нечто дурно, с ним из-за содержащегося в нем зла связаны недостаток и исчезновение, поэтому оно обречено перестать существовать. Создание же, исполненное блага, достойно существования, поскольку лишено недостатка и стремления к уничтожению.

Тебе следует знать, что Писание называет злом три вещи. Первая из них — это злое побуждение в душе человека, согласно сказанному (Берешит 5): «Ибо побуждение сердца человека дурно с юности его».

Второе — это дурной глаз, согласно сказанному (Мишлей 23): «Не ешь хлеба того, у кого дурной глаз». И сердце тоже называется «злым» (Йирмия 3): «…За жестокостью их злого сердца», — и еще в нескольких местах. Поэтому Писание говорит, что когда человек обладает дурным глазом, зло связано с ним сильнее всего. Злое побуждение тоже называется «злым» из-за того, что в нем заключено огромное зло. А злое сердце — основа и причина ненависти к другим, согласно сказанному (Ваикра 19): «Не возненавидь своего ближнего в своем сердце», — то есть, ненависть коренится именно в сердце.

Раби Йеошуа говорит именно о ненависти к людям, а не просто о дурном сердце, как в мишне 9, поскольку дурное сердце проявляется и в том, что человек, например, не дает милостыни или отказывается от других добрых поступков. Но чтобы изгнать человека из мира, этого недостаточно: здесь сердце должно быть настолько злым, чтобы человек по-настоящему ненавидел других людей, то есть, чтобы его зло было законченным.

Именно поэтому три вещи, перечисленные здесь, изгоняют человека из мира. Ведь когда Б-г творил мир, Он сказал обо всем сотворенном, что «оно хорошо». Эти же три вещи — зло, противоположность сотворенному Б-гом миру. И как благо, содержащееся в творении, обеспечивает и поддерживает его существование, так и эти три вещи, представляющие собой зло, несовместимы с миром и выталкиваются из него. Мы уже разъясняли это в книге Гур арье на главу Вайешев. А ниже мы будем еще говорить вот о чем. Раби Элиэзер, чьи высказывания приведены ранее, говорил о том, что поможет человеку достичь доли в будущем мире и не утратить ее. А теперь раби Йеошуа говорит о том, что поможет человеку сохранить свой удел в этом мире. Таким образом, три вещи, сказанные раби Йеошуа, связаны друг с другом и составляют одно наставление, как и должно быть.

с разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.