Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Самосовершенствование
2:12
Раби Йоси говорит: «Да будет имущество твоего товарища так же ценно для тебя, как твое собственное; и приготовь себя к изучению Торы, которая не досталась тебе по наследству; и да будут все твои поступки во имя Небес».
Мы уже говорили, что все танаим, высказавшиеся в этом трактате, следовали одному принципу: они старались дать исчерпывающее наставление, которое должно привести человека к совершенству во всех его проявлениях. И мы разъяснили тебе, что это совершенство достигается в трех областях: совершенство в отношениях с другими, внутреннее совершенство и совершенство в отношениях с Творцом. Эти три области охватывают всего человека, и поэтому ему подобает быть совершенным во всех них. А потому и раби Йоси стремится привести человека к совершенству в этих трех смыслах.
Начинает он с того, что имущество твоего товарища должно быть так же ценно для тебя, как твое собственное, и тем самым совершенными становятся твои отношения с другими людьми. (Почему же) раби Йоси выбрал именно этот аспект отношений с другими, а не, например, уважительное отношение к товарищу? Потому, что если даже имущество твоего товарища ценно для тебя, тем более, ты будешь внимательно относиться к нему самому.
Поэтому нравственность человека, следующего этому правилу, будет совершенна.
Что касается внутреннего совершенства человека, мы уже разъяснили тебе в первой главе, что оно возможно лишь через изучение Торы. Только Тора возвышает человека над косной материей и делает его разумным существом.
Затем раби Йоси говорит: И приготовь себя к изучению Торы, которая не досталась тебе по наследству. Человек должен подготовиться к изучению Торы, которая не станет его владением сама по себе, — и этим раби Йоси указывает путь к достижению внутреннего совершенства.
И завершает он словами: И да будут все твои поступки во имя Небес. Это — совершенство в третьей области, в отношениях с Б-гом, когда все поступки человек совершает ради Небес. Таким образом, раби Йоси указал человеку путь к совершенству во всех возможных областях, к тому, чтобы обрести полное совершенство.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»