Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар). Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.

В заключительной части глава рассказывает о грандиозном замысле, возникшем спустя 340 лет после потопа у поколения, получившего впоследствии название «поколение рассеяния». Люди задумали построить огромную башню высотой до самого неба, чтобы, как сказано в Торе, сделать «себе имя» (Берешит, 11:4). Так кратко и не совсем понятно формулирует Тора цель этого замысла.

Инициатором замысла был Нимрод, которого люди поставили над собой царем и который, по Раши, стал подстрекать весь мир к бунту против Б‑га. Мидраш говорит, что среди строителей были разные группы людей, преследовавшие разные цели. Раши указывает, что кого-то не устраивала ситуация, при которой Творец находится в вышних мирах, а людям предоставил нижние, и эти недовольные хотели пойти на Него войной.

Были и такие, отмечает Раши, что полагали: поскольку всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира, значит, такой потоп ожидает планету каждые 1656 лет и потому надо, для его предотвращения, небо «подпереть».

Дальше события развиваются так. «И сошел Г‑сподь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г‑сподь: ведь народ один и язык один у всех, и вот что они начали делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать?!» (там же, 11:5-6). Другими словами: люди чувствуют свое единство и силу этого единства и хотят все вместе совершить что-то грандиозное. Это недопустимо.

Почему это недопустимо? Ведь здесь Всевышний даже не говорит о бунте против Него, только о могуществе единства. Чем это плохо? Почему Всевышний решил этому помешать? И как Он это сделал?

Всевышний разрушил взаимопонимание между людьми. Он «смешал», т.е. спутал, привел в беспорядок их язык, так что они перестали понимать друг друга. Утратили единство. А башня получила название Вавилонской («потому нарек ему имя Бавел» – там же, 11:9), от слова «балаль» – «смешал».

Поколение рассеяния было наказано в соответствии с мерой своего прегрешения. Люди сказали: «… построим себе город и башню… чтобы нам не быть рассеянными по всей земле» (там же, 11:4) – «и рассеял их Г‑сподь оттуда по всей земле, и перестали они строить город» (там же, 11:8). Гемара «Санедрин» говорит, что часть строителей башни погибла, часть была рассеяна, часть превратилась в обезьян (как видите, Тора тоже усматривает связь между человеком и обезьяной, но прямо противоположную той, которую «открыла» теория эволюции).

Что плохого было в намерениях поколения рассеяния? Ответ на этот вопрос очень непрост. Рав И.-Л. Блох, глава знаменитой ешивы «Тельз» (вторая половина 19 – первая половина 20 вв., Литва) в своей книге «Шиурей даат» («Уроки знания») замечает, что тема Вавилонской башни связана с вопросом о великой силе единства, благодаря которой люди могут достичь очень многого. А с этим связан чрезвычайно важный вопрос об отношении человека к своим возможностям.

Ощущение своей силы породило у поколения рассеяния стремление перестроить мир и вырваться из-под власти Б‑га. Констатируя этот факт, рав Блох переходит к вопросу иштадлута, т.е. усилия, которое человек прилагает для достижения своей цели. Тема иштадлута касается каждого человека в каждом поколении, а не только такой острой ситуации, как эпизод с Вавилонской башней.

Человек, проявляющий неограниченное усердие в устройстве своих дел, видит ситуацию как бы только в рамках «земного мира». Принцип иудаизма, однако, указывает, что мы не являемся хозяевами положения, что конечный результат наших усилий зависит от Всевышнего. (Об этом мы еще не раз и по разным поводам будем говорить в дальнейшем.) Поколение рассеяния возмутилось против такого порядка вещей. Люди пожелали действовать самостоятельно, без указаний Творца, другими словами – «оторваться от ашгахи», от Провидения. Мол, нам не важно, что планирует Б‑г, – нам важно, чего хотим мы. И мы достаточно сильны, чтобы это сделать.

Всем нам известно не нуждающееся в пояснениях явление: там, где селился человек, менялась картина природы. На месте лесов и пустырей появлялись деревни, обработанные поля, города, дороги. Человек разводил скот и истреблял диких животных. С развитием промышленности в воздух, воду и на землю выбрасывались отходы. Это были побочные следствия деятельности человека, устраивающего свое существование на земле. Но с развитием науки и распространением материализма вмешательство человека в природу стало особенно активным. Это были уже не последствия его деятельности, а целенаправленное «перекраивание» природы.

Трудно найти пример радикального вмешательства человека в жизнь природы, которое принесло бы пользу. Большинству из нас памятно предпринятое в Советском Союзе «покорение целины», о котором тогдашний глава правительства Н.С. Хрущев сказал: «Мы покорили целину, и теперь нам не страшны капризы природы». А после этого заявления стране пришлось закупать зерно за границей, потому что на целине начались песчаные бури.

К тяжелым последствиям: нарушению экосистемы, исчезновению уникальных видов животных, выветриванию почв и, что хуже всего, к сильному загрязнению воды в озере Кинерет, главном источнике пресной воды в Израиле, – привело осушение болот в долине Хула. Покорители болот действовали жертвенно и самоотверженно, но реализовали они ошибочный замысел. Голос немногочисленных тогда экологов не был услышан энтузиастами, которые чувствовали себя хозяевами природы. Правда, вместе с болотами исчезла и малярия, а из негативных последствий был извлечен урок: создано Всеизраильское общество защиты природы и первый израильский заповедник – на остатках болот Хулы.

Создав мужчину и женщину, Б‑г сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею» (там же, 1:28). Это указывает на право человека активно действовать, безусловно так. Но право, предоставленное Свыше, данное ему истинным Господином мира. Правда, что Всевышний сделал нас на этой земле хозяевами. Но с каким статусом? Квартирант тоже вполне хозяин на съемной территории, однако квартиру перестраивать он не будет. Именно таково наше положение. Над нами есть Властелин. Так что в каждом отдельном случае нашего взаимодействия с миром природы присутствует как практическая сторона – наши профессиональные, научные знания, так и духовная сторона – сознание, что Творец мира создал его целесообразным и гармоничным.

Однако не будем увлекаться. Наша тема – не защита природы. Нам важно увидеть, что чрезмерное человеческое вмешательство в природу, бездумные, но решительные акции «человека – хозяина Земли» в чем-то подобны действиям поколения рассеяния.

Урок Вавилонской башни – в самом широком смысле – учит нас помнить о непростом соотношении между нашими усилиями и конечным результатом, определяемым Всевышним. Он учит нас радоваться руке Провидения, а не пытаться вырваться из нее.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.