Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар). Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.

В заключительной части глава рассказывает о грандиозном замысле, возникшем спустя 340 лет после потопа у поколения, получившего впоследствии название «поколение рассеяния». Люди задумали построить огромную башню высотой до самого неба, чтобы, как сказано в Торе, сделать «себе имя» (Берешит, 11:4). Так кратко и не совсем понятно формулирует Тора цель этого замысла.

Инициатором замысла был Нимрод, которого люди поставили над собой царем и который, по Раши, стал подстрекать весь мир к бунту против Б‑га. Мидраш говорит, что среди строителей были разные группы людей, преследовавшие разные цели. Раши указывает, что кого-то не устраивала ситуация, при которой Творец находится в вышних мирах, а людям предоставил нижние, и эти недовольные хотели пойти на Него войной.

Были и такие, отмечает Раши, что полагали: поскольку всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира, значит, такой потоп ожидает планету каждые 1656 лет и потому надо, для его предотвращения, небо «подпереть».

Дальше события развиваются так. «И сошел Г‑сподь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г‑сподь: ведь народ один и язык один у всех, и вот что они начали делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать?!» (там же, 11:5-6). Другими словами: люди чувствуют свое единство и силу этого единства и хотят все вместе совершить что-то грандиозное. Это недопустимо.

Почему это недопустимо? Ведь здесь Всевышний даже не говорит о бунте против Него, только о могуществе единства. Чем это плохо? Почему Всевышний решил этому помешать? И как Он это сделал?

Всевышний разрушил взаимопонимание между людьми. Он «смешал», т.е. спутал, привел в беспорядок их язык, так что они перестали понимать друг друга. Утратили единство. А башня получила название Вавилонской («потому нарек ему имя Бавел» – там же, 11:9), от слова «балаль» – «смешал».

Поколение рассеяния было наказано в соответствии с мерой своего прегрешения. Люди сказали: «… построим себе город и башню… чтобы нам не быть рассеянными по всей земле» (там же, 11:4) – «и рассеял их Г‑сподь оттуда по всей земле, и перестали они строить город» (там же, 11:8). Гемара «Санедрин» говорит, что часть строителей башни погибла, часть была рассеяна, часть превратилась в обезьян (как видите, Тора тоже усматривает связь между человеком и обезьяной, но прямо противоположную той, которую «открыла» теория эволюции).

Что плохого было в намерениях поколения рассеяния? Ответ на этот вопрос очень непрост. Рав И.-Л. Блох, глава знаменитой ешивы «Тельз» (вторая половина 19 – первая половина 20 вв., Литва) в своей книге «Шиурей даат» («Уроки знания») замечает, что тема Вавилонской башни связана с вопросом о великой силе единства, благодаря которой люди могут достичь очень многого. А с этим связан чрезвычайно важный вопрос об отношении человека к своим возможностям.

Ощущение своей силы породило у поколения рассеяния стремление перестроить мир и вырваться из-под власти Б‑га. Констатируя этот факт, рав Блох переходит к вопросу иштадлута, т.е. усилия, которое человек прилагает для достижения своей цели. Тема иштадлута касается каждого человека в каждом поколении, а не только такой острой ситуации, как эпизод с Вавилонской башней.

Человек, проявляющий неограниченное усердие в устройстве своих дел, видит ситуацию как бы только в рамках «земного мира». Принцип иудаизма, однако, указывает, что мы не являемся хозяевами положения, что конечный результат наших усилий зависит от Всевышнего. (Об этом мы еще не раз и по разным поводам будем говорить в дальнейшем.) Поколение рассеяния возмутилось против такого порядка вещей. Люди пожелали действовать самостоятельно, без указаний Творца, другими словами – «оторваться от ашгахи», от Провидения. Мол, нам не важно, что планирует Б‑г, – нам важно, чего хотим мы. И мы достаточно сильны, чтобы это сделать.

Всем нам известно не нуждающееся в пояснениях явление: там, где селился человек, менялась картина природы. На месте лесов и пустырей появлялись деревни, обработанные поля, города, дороги. Человек разводил скот и истреблял диких животных. С развитием промышленности в воздух, воду и на землю выбрасывались отходы. Это были побочные следствия деятельности человека, устраивающего свое существование на земле. Но с развитием науки и распространением материализма вмешательство человека в природу стало особенно активным. Это были уже не последствия его деятельности, а целенаправленное «перекраивание» природы.

Трудно найти пример радикального вмешательства человека в жизнь природы, которое принесло бы пользу. Большинству из нас памятно предпринятое в Советском Союзе «покорение целины», о котором тогдашний глава правительства Н.С. Хрущев сказал: «Мы покорили целину, и теперь нам не страшны капризы природы». А после этого заявления стране пришлось закупать зерно за границей, потому что на целине начались песчаные бури.

К тяжелым последствиям: нарушению экосистемы, исчезновению уникальных видов животных, выветриванию почв и, что хуже всего, к сильному загрязнению воды в озере Кинерет, главном источнике пресной воды в Израиле, – привело осушение болот в долине Хула. Покорители болот действовали жертвенно и самоотверженно, но реализовали они ошибочный замысел. Голос немногочисленных тогда экологов не был услышан энтузиастами, которые чувствовали себя хозяевами природы. Правда, вместе с болотами исчезла и малярия, а из негативных последствий был извлечен урок: создано Всеизраильское общество защиты природы и первый израильский заповедник – на остатках болот Хулы.

Создав мужчину и женщину, Б‑г сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею» (там же, 1:28). Это указывает на право человека активно действовать, безусловно так. Но право, предоставленное Свыше, данное ему истинным Господином мира. Правда, что Всевышний сделал нас на этой земле хозяевами. Но с каким статусом? Квартирант тоже вполне хозяин на съемной территории, однако квартиру перестраивать он не будет. Именно таково наше положение. Над нами есть Властелин. Так что в каждом отдельном случае нашего взаимодействия с миром природы присутствует как практическая сторона – наши профессиональные, научные знания, так и духовная сторона – сознание, что Творец мира создал его целесообразным и гармоничным.

Однако не будем увлекаться. Наша тема – не защита природы. Нам важно увидеть, что чрезмерное человеческое вмешательство в природу, бездумные, но решительные акции «человека – хозяина Земли» в чем-то подобны действиям поколения рассеяния.

Урок Вавилонской башни – в самом широком смысле – учит нас помнить о непростом соотношении между нашими усилиями и конечным результатом, определяемым Всевышним. Он учит нас радоваться руке Провидения, а не пытаться вырваться из нее.


В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего. Читать дальше

Йорцайт

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Скончался великий мудрец Торы раввин Овадья Йосеф

Толдот Йешурун

Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.

Изкор

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Несколько раз в году в синагогах читают молитву «Азкарат нешамот» (поминовение душ умерших). Те, у которого живы родители, во время произнесения этой молитвы выходят из зала. Кроме покойных родственников, кантор часто упоминает и шесть миллионов евреев, погибших в годы Катастрофы.

Кицур Шульхан Арух 169. Запрет наносить татуировку и царапать тело в знак скорби по мертвому

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух