Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Все ли знают, что евреи — оседлый народ? Сейчас оседлый, ответят нам, а раньше был кочевой. Взять хотя бы главу Масеэй: начинается она перечислением еврейских стоянок и кочевий по пустыне. Нет, возразим мы, как раз наоборот, именно из этой главы видно, что народ наш привык жить оседло и если кочует, то — вопреки своей воле. Действительно, глава начинается словами: «Вот переходы сыновей Израиля, которые вышли из страны Египта». Наши мудрецы спрашивают: с какой целью Тора подробно перечисляет все 42 остановки, сделанные евреями за годы их блуждания по пустыне? Раши приводит такой ответ: чтобы показать милосердие Творца по отношению к евреям. Ведь наказав их сорокалетним пребыванием в пустыне (за грех разведчиков, посланных в Кенаан; см. главу Шлах), Он тем не менее НЕ присудил их к беспрерывному блужданию (подобно Вечному Жиду из средневековых легенд), а дал возможность подолгу жить на одном месте. Считаем: из 42 переходов надо вычесть 14, совершенных в первый год (до приговора к сорока годам скитаний), и еще 8, совершенных после смерти Аарона — в последний, сороковой год. Получается, что евреи за 38 лет двадцать раз разбивали лагерь, меняя его в среднем один раз в два года. Совсем немного! Как видим, даже в самый неустроенный период нашей истории мы были скорее оседлым народом, нежели кочевниками.

И еще одно краткое замечание, прежде чем перейти к списку тем, изложенных в главе. Первые четыре слова, которыми она начинается: «Вот переходы сыновей Израиля». Первые буквы этих слов — алеф, мем, бет, юд. Мудрецы усматривают здесь намек Торы на четыре больших «перехода», которые совершил еврейский народ за долгие века своей истории, — четыре этапа рассеяния среди других народов: Эдом (он же Рим; начинается на алеф), Мадай (Персия; мем), Бавель (Вавилония, бет), Яван (Греция, юд). До возвращения в Святую землю мы идем «переходами», живем в изгнании. Изгнание — самое страшное наказание для нашего оседлого народа. Самая большая награда ­возвращение в Эрец Исраэль.

Теперь краткое содержание недельного раздела Масеэй. 1) Перечень стоянок, устроенных при блуждании по пустыне (Бемидбар 33:1—49). 2) Добавочное предупреждение о необходимости при вступлении в Кенаан уничтожить всех туземных идолов (50:56). 3) Указание о будущем разделе Страны (34:1—15). 4) Лидеры колен, которые будут участвовать при разделе (34:16—29). 5) Приказ о выделении 48 городов для расселения в них евреев из колена Леви (35:1—8). 6) Указание о шести городах-укрытиях и об их назначении (35:9—34). 7) Просьба колена Менаше рассудить требование дочерей Цлафхада, которые остались без земли после смерти отца (36:1—13).

Этой недельной главой заканчивается четвертая книга Торы. Кстати, именно на этой неделе нас, евреев Эрец Исраэль, «догоняют» наши братья, живущие за границей. До сих пор они «опаздывали» ровно на одну главу. Опаздывание началось с главы Ахарей, которая читалась сразу после окончания пасхальной недели. Дело в том, что за пределами Святой земли каждый праздник, указанный в Торе, длится ровно два дня (в то время как в Стране Израиля — один; кроме Рош-Ашана, Нового года, он везде — двухдневный). В этом году второй день заключительного праздника пасхальной недели пришелся на субботу. Тогда и произошло расхождение: израильтяне праздновали субботу, а не-израильтяне — праздник. Теперь опаздывание устранено: заграничные евреи читают сегодня сразу две главы — Матот и Масеэй. Надеемся, у них в руках сейчас сразу два выпуска наших «Истоков» — сегодняшний и прошедший… В начале нашей статьи мы уподобили еврейскую историю, о которой пророки сказали, что она закончится приходом Машиаха, «переходам» из одного изгнания в другое. Все эпохи национальной жизни еврейского народа — не что иное, как остановки на долгом пути его возвращения в Эрец Исраэль. Мы с вами находимся все еще на подходе к Освобождению, отнюдь не достигнув конечного пункта маршрута. Но он близок. И вера в его приближение является одним из центральных положений иудаизма.

Мудрецы прошлого предупреждали о грозящих катаклизмах, связанных с «последними днями». Но ни разу ни словом не обмолвились о сроках, когда эти «последние дни» следует ожидать. Почему? Такой вопрос задали ученики Мальбиму (раби Меиру Лейбушу), крупнейшему европейскому раввину прошлого века. В ответ Мальбим привел притчу. Один торговец поехал со своим сыном в город Лейпциг на ярмарку. Железных дорог тогда не было, дорога занимала несколько дней. Только они отъехали, как сын спросил: «Папа, нам еще далеко?» Отец улыбнулся и, обняв сына за плечи, сказал: «Ты задал детский вопрос». Но вот, через пару дней, отец вдруг обратился к кучеру: «Милейший, долго нам еще ехать?» Мальчик удивился: «Ты же сам сказал, что это детский вопрос». Тогда отец, рассмеявшись, сказал: «Нет вопросов детских и взрослых, глупых и умных. Есть вопросы, заданные не к месту или не вовремя. Если мы только что выехали, то понятно, что путь предстоит дальний. Но теперь, когда мы проехали много, тот же вопрос звучит по-другому. Ибо согласись, дорога должна когда-то закончиться».

То же самое, — заключил Мальбим, — и с днями Машиаха. В древнюю эпоху, когда мы только что отправились в изгнание, вопрос о том, когда оно закончится, был «детским». И мудрецы на него не отвечали — чтобы не расстраивать народ. Но сейчас, когда большая часть пути пройдена, тот же вопрос звучит вполне актуально…


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше